Сайт Ярославского историко-родословного общества

 


Назад >>>

ИСТОРИЯ • КРАЕВЕДЕНИЕ




М.Б. Шпакунова,
г. Ярославль


ДОМ, ЧТО ТЫ ПОМНИШЬ, ЧТО ТАИШЬ?..

«История домов бывает подчас
интереснее человеческой жизни.
Дома долговечнее людей,
и делаются свидетелями
нескольких людских поколений».
К. Паустовский

          Дом на улице Терешковой под № 14-б был построен 100 лет назад, в начале ХХ века. Дом пережил своих создателей, революции, войны. Он видел несколько поколений людей. А сейчас переживает ремонт-реставрацию, а может быть, в какой-то мере, перестройку. Да и название улицы, где находится этот дом, изменялось: Большая Петропавловская (по названию церкви Петра и Павла на Волге) – Голубятная – им. Терешковой.
          Столько воспоминаний, эмоций, волнений испытываю я, когда иду по этой улице, дорогой моему сердцу. Здесь мой родной дом, где прошли детство и юность, где были друзья. Дворы домов № 8, 10, 12, 14, сад за ними были местом наших детских игр. А во время Великой Отечественной войны каждый свободный клочок земли превратился в грядки, где жители выращивали овощи, в сарайках – куры, цыплята, козы, а иногда и поросята. В саду – вырытые в земле укрытия для людей от вражеских обстрелов и бомбежек - «щели».

Архитектор М.П. Кнопф. 1905 г. Завершение строительства дома. 1905 г.
Архитектор М.П. Кнопф. 1905 г. Завершение строительства дома. 1905 г.

          Эта улица, одна из немногих, почти столетие сохраняла очарование, неповторимый облик старого Ярославля. Многие дома ее насчитывают более чем 100-летнюю историю. Как хорошо было бы сохранить ее облик и для ярославцев, и для туристов. Ведь до Волги и до туристских теплоходов – рукой подать! Вопрос этот не раз ставила газета «Северный край», ее журналисты, местные историки-краеведы, но их голос не был услышан. Наступил другой век, другие времена, исчезают старые дома…
          Поэтому хотелось бы запечатлеть историю необычного дома, привлекавшего во все времена всеобщее внимание, тем более, что за несколько лет удалось найти немало интересного.
          Дом этот (14-б) находится рядом с моим «родным домом». Общение людей, живших в соседних домах, было самым непосредственным, особенно у детей. Я помню своих соседей из дома 14-б с конца 30-х до начала 60-х годов. Работая в музее-заповеднике, я постоянно встречалась с ветеранами Великой Отечественной войны. Среди них в 80-е годы я увидела старожила этого дома Сергея Владимировича Тяжелова. У нас состоялся разговор, полный воспоминаний, а затем я записала его рассказ. С этого и началась «летопись» старого дома.
          В 1918 году он был занят под квартиры военнослужащих Северо-Западного фронта, затем Ярославского военного округа. В 1919 году его стали заселять гражданскими лицами. Сергей Владимирович с семьей жил здесь с 1919 по 1970 гг. Он окончил Чижовское училище в Костроме. Был техником, работал затем в Ярославле в военно-инженерной дистанции. По образованию металлист, но очень хорошо знал строительное дело, великолепно чертил. Здесь родился его сын Михаил в 1923 году. Я хорошо помню его сына и жену. К сожалению, Сергея Владимировича уже нет в живых. Он скончался в конце 80?х годов.
          Но у меня сохранилась запись нашей беседы «о доме», первые сведения о его истории, о владельце… А вот фамилию точно ни Сергей Владимирович, ни его сын не знали. Сначала он фигурировал как Кнопп или Кнофп. О нем Сергею Владимировичу рассказал дворник, который в 1919 году еще проживал в доме бывшего хозяина. Дом, по его словам, принадлежал подрядчику, строителю. Построен им в конце XIX – начале XX в. В семье владельца было двое сыновей, младший из которых – инвалид. Для него была построена башня с полусферой. В башне размещался телескоп. Позже, когда сын проявил художественные способности, в башне устроили художественную мастерскую (студию). В каком году умер хозяин дома, он не помнил. Но еще до революции дом был продан доктору Лихачеву, который мечтал здесь устроить лечебницу. Вот главное, что мне удалось записать со слов Сергея Владимировича.
          В начале 90-х годов интерес к дому проявила газета «Северный рабочий». Ее читатели просили рассказать об истории дома. Прочитав заметки в этой газете, отклики читателей, в том числе сына Сергея Владимировича Тяжелова, повторившего вкратце рассказ отца, я подумала, что нужно искать в архиве документальное подтверждение этой «легенде».
          В результате поисков я узнала, что последней владелицей трех домов под № 14, хозяйственных построек и земли, до их национализации, была Вера Ивановна Лихачева, жена врача. Ею владение было приобретено по «купчей 1916 г. мая 5 дня» от Варвары Ивановны Кнопф. Так прояснилась фамилия бывшего владельца, о котором рассказывал Сергей Владимирович. Далее история домовладения № 14 по Голубятной улице стала быстро проясняться. Прекрасно сохранили ее материалы Государственного архива Ярославской области. Документы подтвердили, что в 1904 - 1916 г.г. участок земли с садом и постройками на Голубятной улице принадлежал Михаилу Платоновичу и Варваре Ивановне Кнопфам. Официально он был оформлен за женой дворянина Варварой Ивановной Кнопф.
          В документах городской управы записано, что владение в 409 квадратных сажен с садом и постройками приобретено В.И. Кнопф у купца Василия Ивановича Свойкина «по купчей 1904 г. октября 6 дня». А Свойкин, в свою очередь, приобрел его у наследников купца Константинова в 1896 году.
          Сохранился и «План расположения строений» 80-х годов XIX века с более поздними правками.

Машков М.В. 1900 и 1939 гг.
Машков М.В. 1900 и 1939 гг.

          Анализируя расположение построек на «Плане» и правки на нем, записи в документах, становится понятным, что в состав владения, приобретенного Кнопфами, входил один жилой дом по красной линии Голубятной улицы, одноэтажный, с мезонином, деревянный, с подклетом, на каменном фундаменте, крытый тесом, при нем крыльца, хозяйственные деревянные постройки (навес, погреб, каретник, курятник). Если эти старые деревянные хозяйственные постройки обозначены еще в документах 1904 г., то в документах 1906 г. уже значатся на их месте: дом каменный, двухэтажный, крытый железом, с башней, мезонином, подвалом (строение новое), а также новый двухэтажный деревянный дом, крытый железом, и две новые хозяйственные деревянные одноэтажные постройки.
          Таким образом, определилась дата строительства интересующего нас дома с башней в глубине владения – 1905 год. В 2005 году дому исполнилось 100 лет!
          Дом был построен в стиле «новаторского модерна». Он имеет асимметричную композицию, окна с измельченным переплетом, различающиеся по форме, размерам и ритму с северной и западной стороны. С северной стороны до недавнего времени еще сохранялись стилизованные выступы и аттики. Над парадным входом с той же стороны был висячий козырек на металлических кронштейнах. Двухъярусная башня возвышалась над вторым этажом особняка с западной стороны и завершалась легким куполом, который венчал когда-то очень красивый, ажурный флюгер в форме бабочки (как выяснилось позже). К сожалению, он не сохранился.
          Архивные документы подтвердили, что в башне размещалась обсерватория. Она имела площадь 27,5 кв. м и высоту 8 м., хорошо освещалась большими окнами также с измельченным переплетом, пол был отделан метлахской 1 плиткой. Вход в башню – с первого этажа по лестнице.
          С южной стороны дома – мезонин с балконом и большая крытая терраса на первом этаже. По лестнице с террасы можно было спуститься в тенистые аллеи прекрасного сада с липами, пихтами, туей, сиренью, жасмином и массой цветов. Этот прекрасный сад, должна я сказать, служил не одному поколению. Навсегда он останется и в моей памяти. Я до сих пор помню даже свежесть и запахи этих благоухающих цветущих кустарников.
          На первом и втором этажах располагались жилые квартиры с паркетными полами, электрическим освещением. Здесь же были ванные комнаты и кухни с водопроводом, полы, покрытые метлахской плиткой. Отделка квартир – средняя.
          Семья Кнопфов с прислугой жила на первом этаже. Трое сыновей – Владимир, Борис и Иван – жили с родителями. Семья старшей дочери Александры и ее мужа Михаила Владимировича Машкова жила на втором этаже. В мезонине был устроен чертежный зал. Остальные помещения сдавались в наем. В жилом подвале – комната с кухнею для дворника.
          Вот такие сведения о доме и жильцах удалось найти в документах Ярославского архива. Их дополнили осмотр дома и беседы с жильцами. «Находки» были опубликованы в газете «Северный рабочий» в начале 90-х годов.
          А вскоре на эти публикации откликнулась москвичка Наталья Михайловна Брусина, у которой в Ярославле живут до сих пор близкие родственники. Оказалось, что Наталья Михайловна – правнучка Михаила Платоновича и Варвары Ивановны Кнопф и внучка Александры Михайловны и Михаила Владимировича Машковых. Теперь архивные изыскания получили подкрепление рассказами Натальи Михайловны, фотографиями, рисунками, хранящимися в ее доме. В 90-е годы еще была жива в Москве 90-летняя тетя Натальи Михайловны Галина Михайловна Сазонова, которая росла в этом доме на Голубятной улице. От нее получили некоторые уточнения по истории дома и рода Кнопфов – Машковых. Из поколения в поколение устно передавалась история семьи, но документов сохранилось немного.
          С Натальей Михайловной сначала была переписка через газету «Северный край», затем телефонные разговоры, встречи в Москве и Ярославле. Наталья Михайловна в прошлом – учитель рисования, ныне пенсионерка. Что же выяснилось из рассказов Натальи Михайловны?
          Михаил Платонович Кнопф – выходец из Швеции (а может быть его предки?), родился в 40-е годы XIX века. Окончил военно-инженерную Академию в Санкт-Петербурге 2. Он был архитектором-строителем. Прекрасно рисовал, учился у художника Василия Григорьевича Перова 3. В доме у Натальи Михайловны хранится «Портрет мужчины с бокалом вина» – по семейной легенде подлинный Перов. Это подарок художника Михаилу Платоновичу.
          Сохранились альбом с рисунками и отдельные рисунки прадеда. Михаил Платонович, его одаренный сын Иван и зять Михаил Владимирович Машков выставляли свои работы на выставках в Ярославле в 1906 г. и 1907 г. Это были «Первая весенняя выставка картин» (1906 г.) и «Весенняя выставка картин и этюдов» (1907 г.).
          На выставке 1906 г., инициаторами которой были молодые ярославские художники, двенадцать участников показали 190 произведений. Из числа этих художников – трое из одной семьи: М.П. Кнопф, его сын Иван Кнопф и его зять М.В. Машков. В рецензии Н. Воронцова, опубликованной в газете «Северная мысль» в апреле того же года, автор отмечает достоинства и недостатки работ Кнопфа («Портрет девушки», «Натурщица» и рисунков углем).
          Он не называет имени Кнопфа, но думаю, что имеет в виду молодого художника Ивана Кнопфа. На весенней выставке 1907 г. экспонировались три портрета Ивана, среди них портрет отца, а также этюды М.В. Машкова (акварели и пастели). В городе не было тогда выставочного зала. Работы художников выставлялись обычно в учебных заведениях (мужская гимназия, женская гимназия П.Д. Антиповой, техническое училище Н.П. Пастухова и др.), в которых не хватало света, отчего «некоторые картины много утрачивают из своего впечатления». Но, несмотря на это, «заинтересованная публика с утра до вечера толпилась» в небольших залах.
          Михаил Платонович был наделен разными талантами. Он очень любил музыку и прекрасно играл на скрипке. К числу его увлечений можно отнести астрономию и садоводство. При его непосредственных заботах в саду появилось много роз и других прекрасных цветов (по рассказам правнучки). А ведь одаренность и разносторонность интересов – главные черты профессии архитектора. «Увидеть архитектуру по проектам – то же, что услышать музыку по нотам» 4, – считал архитектор К.С. Мельников.
          Михаил Платонович задумал и разработал планировку построек в своей городской усадьбе. Он создал проекты главного каменного дома в стиле модерн и второго деревянного жилого двухэтажного дома, а также хозяйственных построек. Можно сказать, что башня каменного дома была задумана как функциональная, для размещения в ней обсерватории. В ней был установлен телескоп. Здесь сыграло роль увлечение архитектора звездным небом и планетами. Семейная легенда говорит о том, что во время полета кометы Галлея в 1909 году детей водили в обсерваторию смотреть в телескоп.
          Хорошо освещенная башня использовалась членами семьи и как художественная мастерская. Прекрасно рисовал не только Михаил Платонович, но и его сын Иван (инвалид), зять Михаил Владимирович Машков. Жена Михаила Платоновича, Варвара Ивановна, тоже обладала художественными способностями – она была декоратором.
          О своей прабабушке Наталья Михайловна рассказала, что она была намного моложе мужа. Окончила институт благородных девиц в Петербурге. Варвара Ивановна прожила долгую жизнь в Москве (с 1919 г.), где обосновались ее сыновья Владимир и Борис. Умерла она в Москве 22 июня 1941 года, в первый день войны. Выяснилось также, что Варвара Ивановна, урожденная Куроедова, возможно, была племянницей контр-адмирала Андрея Александровича Куроедова, владевшего соседним домом по Голубятной улице (сейчас № 12). Дом был записан за его женой Марией Петровной.
          В доме Кнопфов жила также Екатерина Платоновна Миславская, вдова действительного статского советника, с больным сыном Андреем. Видимо, она была сестрой Михаила Платоновича (но, возможно, двоюродной сестрой Варвары Ивановны). Можно сказать, что дом строился для семьи и потомков.
          Но только ли «дом для семьи» построил в Ярославле М.П. Кнопф? Найденные со временем в ГАЯО документы и реклама в газетах того времени раскрыли и эту сторону жизни Михаила Платоновича. Оказалось, что он имел в Ярославле строительную контору, которая занималась «составлением проектов и смет, осуществляла технический надзор при возведении всякого рода зданий, проведением всех строительных работ» не только в Ярославской, но и во Владимирской и Костромской губерниях.
          Один из документов говорит о том, что его контора по договорам в 1908 г. обязалась произвести и производила в Ярославском кадетском корпусе следующие работы:

  • устройство сборного зала;
  • возобновление и улучшение классов;
  • постройка каменного дома для квартир г.г. офицеров;
  • ремонт церкви и устройство отопления церковного зала и прилегающих к нему помещений.

          В «Приказной тетради» велся учет всех работ и указаны даты их выполнения. В графе «Отметки подрядчика» стоят подписи техника Машкова на каждой странице. Это документальное подтверждение, что тесть и зять работали вместе. В другом документе говорится, что «контора Кнопфа» принимала участие в строительстве нового здания Ярославского городского театра (1908-1909 гг.). На бланке счета в Ярославскую городскую управу – следующий текст: «Для театра продано булыжного камня 13 1/3 по 22 р. = 293 р.33 к.» и подпись «М. Кнопф». При счете сопроводительная записка: «Прошу городскую управу по сему счету уплатить» 5.
          И еще одна сторона жизни Михаила Платоновича. Он – попечитель Мариинской гимназии. Об этом мы узнали из обращения его жены, напечатанного в газете «Голос» 13 июня 1910 г. со словами благодарности всем, почтившим память М.П. Кнопфа. Оно было напечатано вслед за скорбным сообщением о том, что М.П. Кнопф «скончался 8 июня 1910 г. в 7 ч. утра после продолжительной и тяжелой болезни». Отпевание и захоронение состоялись на Леонтьевском кладбище 11 июня. Можно сказать, что М.П. Кнопф и М.В. Машков были в Ярославле людьми известными. Их деятельность подтвердилась документально. Возможно, со временем будут найдены новые документы.
          Михаил Владимирович Машков представляет второе, более молодое, поколение семьи. Женат, как говорилось выше, на старшей дочери Кнопфов – Александре. Наталье Михайловне они приходятся дедом и бабушкой. Михаил Владимирович родился в 1872 году. Его прадед, по семейной легенде, служил под началом Суворова, был полным Георгиевским кавалером. Михаилу Владимировичу также была уготована военная карьера. Он окончил кадетский корпус в Нижнем Новгороде, но еще довольно молодым вышел в отставку поручиком артиллерии. Экстерном он закончил еще одно учебное заведение. Получив строительную специальность, поступил техником в земство. Одновременно изучал архитектуру (его привлекали памятники старины), занимался литературной работой. Со временем эти занятия стали главными в его жизни. Как видно, многое объединяло его с тестем М.П. Кнопфом: и увлечения, и основная «строительная работа».
          В 1907 г. освободилось старое, екатерининских времен, здание 6 на Плацпарадной площади 7. Размещавшаяся здесь городская управа, а еще раньше – в 1901 году – мужская гимназия, были выведены в другие здания. А старое на Плацпарадной площади в очередной раз стало приспосабливаться под размещение в нем совершенно нового учебного заведения – реального училища. Благодаря земской субсидии училище было оборудовано лучшим в городе физическим кабинетом с астрономической вышкой, построенной на крыше училищного здания и сохранившейся до наших дней. Я думаю, что Михаил Владимирович принимал непосредственное участие не только в реставрации, ремонте этого здания, согласно семейной легенде, но и в создании астрономической вышки (уже был опыт).
          В 1910 году фасад этого здания претерпел значительные изменения. Участвовал ли в этих работах М.В. Машков еще предстоит выяснить, как и вопрос о его участии в строительстве Антиповской гимназии 8 на Воскресенской 9 улице (на месте ветхого корпуса почтовой конторы). Семейная легенда говорит о его работах по ремонту гимназии. Благодаря работам в этих учебных заведениях, он смог учить своих детей за казенный счет.
          В московском доме Натальи Михайловны сохранились альбомы и отдельные рисунки деда. В основном это Владимир, Суздаль, Боголюбово, деревянная архитектура, старая Москва, исчезающая старина. На рисунках – пометки: старые названия улиц, даты сноса домов.
          В 1916 году, когда дом в Ярославле был продан, семья Машковых переехала во Владимир. Михаил Владимирович преподавал графику, рисование, заведовал школой «Стройуч», работал в краеведческом музее. И все это время писал стихи. Сохранились сборники стихов, в которых он печатался. Его литературные псевдонимы – «М. Быковский» и «Б-ий». Некоторые сборники, очень скромно изданные, в обложках из оберточной бумаги – это издания тяжелых 20-х годов. На одном из его рисунков – надпись «Старый Быковский дом» (кажется, было имение Быково или Быковское). Под этими псевдонимами он выступал в газете «Голос» в 1911 и 1912 годах как рецензент на «Выставки картин и прикладного искусства» Ярославского художественного общества.
          В 1911 году он писал, что его поражает «удивительная настойчивость и любовь той небольшой группы художников и любителей искусства, которые вот уже несколько лет из года в год стремятся насадить среди ярославских обывателей любовь к живописи и дать им представление о настоящем искусстве, о настоящей живописи». Он выражал свое восхищение предметами прикладного искусства на выставке и веру в то, что русское народное творчество не заглохнет под пеплом равнодушия и «вновь поднимется на ту высоту, на которой оно еще так недавно стояло, ибо в русском народе есть то, что присуще каждому народу, претендующему на самостоятельность своей культуры, – самобытность и талант».
          Очень прискорбно, что жизнь этого талантливого, любящего Россию человека закончилась трагически. В 1938 году, а ему было 66 лет, его арестовали. И больше он не вернулся домой. А в 1956 г. в семью Машковых пришла такая бумага 10: «Дело по обвинению Машкова М. Вл., 1872 года рождения, работавшего художником краеведческого музея г. Владимира, пересмотрено военным трибуналом Московского военного округа 19 января 1956 года. Постановление тройки УНКВД Ивановской области от 28 сентября 1938 года в отношении Машкова отменено и за отсутствием состава преступления прекращено».
          Свой стихотворный сборник «Астры» Михаил Владимирович подарил сыну Михаилу с такой надписью: «Дорогому сыну и другу Мише на память об отце. 4 янв. 1923 года. Математика и поэзия так близки и так противоположны, как это иногда бывает в семьях; но математика часто бывает поэзией числа, а математик – поэтом, черпающим свои грезы в мире цифровых знаков. И я утверждаю, что большинство математиков – поэты, но им почему-то в этом совестно признаться» 11. Сын и друг Миша – Михаил Михайлович Машков – отец Натальи Михайловны, родился в 1899 году. В доме с обсерваторией жил с шести лет. Это уже третье «поколение» дома. Учился в Ярославском реальном училище. И он, и его братья и сестры, играли в том великолепном саду с южной стороны дома, и ходили по Б. Петропавловской - Голубятной улице, столь любимой многими поколениями.
          Михаил-младший любил путешествия, особенно на велосипеде или пешком. Например, он вместе с товарищами ходил пешком в Киев. Ночевали ребята на сеновалах в деревнях, покупали там молоко, яйца. Такие пешие путешествия были довольно распространенным явлением в те годы. В 1917 г. Михаил-младший окончил реальное училище и ушел в Красную Армию. В 1922 году, после армейской службы, он поступил на математический факультет Московского университета. Его родители жили в это время во Владимире, но в Москве – бабушка Варвара Ивановна и его родственники по матери. По окончании МГУ он жил в Москве, в Лефортово. М.М. Машков стал преподавателем математики. В последние годы работал в военной академии бронетанковых войск. Очень любил свою профессию. И были у него два увлечения – астрономия и шахматы. Михаил Михайлович дожил до глубокой старости. До последних дней, вспоминает Наталья Михайловна, решал математические и шахматные задачи.
          А вот Наталье Михайловне, хоть и родилась она в Ярославле в начале 30?х годов, уже не пришлось жить в доме на Голубятной улице, доме ее прадеда и деда.
          Еще в 1916 году все домовладение было продано Варварой Ивановной Кнопф. По «купчей 1916 г. мая 5 дня» оно перешло к Лихачевой Вере Ивановне, как уже говорилось выше. Вера Ивановна – жена известного в городе врача Валериана Васильевича Лихачева. Сведения о докторе В.В. Лихачеве можно найти во многих справочных книгах того времени: «Доктор Вал. Вас. Лихачев (внутр. и нервн. болезни) - Варваринская улица, дом Власьева; «свето-электро-водолечебница» доктора В.В. Лихачева – Варваринская ул.»
          Валериан Васильевич купил домовладение с садом на Голубятной улице, потому что оно как нельзя лучше подходило для перенесения сюда его лечебницы. Домовладение на Голубятной улице принадлежало ему до 1919 года, когда было национализировано. И свою мечту доктор не смог здесь по-настоящему осуществить. С 1911 года доктор Лихачев, выпускник Московского университета, работает в губернской земской больнице. Он был также ординатором психиатрического отделения, прекрасным невропатологом. Во все времена он верно служил своему делу – лечению больных людей. В годы советской власти был организатором «нервного и физиотерапевтического отделения» в Ярославской больнице. Со временем ему было присвоено звание «Заслуженный врач Республики».
          Но вернемся к завершению истории «дома». Мы уже знаем, что с 1919 года здесь жили совсем другие люди, а на каждом его этаже появились коммунальные квартиры. Тяжеловы, Трапезниковы, Приоровы, Чернышовы, Удаловы, Шакурины, Мильто и другие фамилии, которые я помню с детства. У всех свои судьбы… Позже, в конце 60-х – 70-ые годы, эти семьи получили отдельные квартиры в других районах города, и на их место приехали другие люди.
          В 1990-е годы мы с Натальей Михайловной Брусиной побывали в этом доме, познакомились с жительницей последнего поколения коммунальной квартиры Галиной Михайловной Рябковой. Она любезно показала нам дом, вход в башню. Дом разрушался, все обветшало. Мы обошли, как смогли, дом. На месте прекрасного сада был огромный котлован. Здесь будет новый дом. Как жаль, что у нас очень часто не могут сохранить то прекрасное, что нам оставили наши предшественники в наследство!
          Сейчас дом отремонтирован. С северного, основного фасада появилась внушительных размеров пристройка, и он «потерял свое лицо».
          Но все-таки «стены домов не мертвы». Они впитали в себя «и голоса людей, и голоса Времени, в котором эти люди жили».
          Хотелось бы, чтобы здесь сохранился Дух творчества, поэзии, музыки…
          А наше поколение будет помнить его таким, каким он был в годы нашей юности…

          Глаза прикрою – вижу дом…
          И говорю ему:
          «Спасибо»
          (А. Дементьев)


ССЫЛКИ

[1] Метлах — город в Германии, где изготавливалась керамическая плитка для пола.
[2] Военно-инженерная Академия в Петербурге основана в 1819 году (Николаевская), готовила военных инженеров. С 1932 года — в Москве, носит имя В.В. Куйбышева
[3] В. Г. Перов (1833/34 – 1882), художник, организатор общества передвижников.
[4] Архитектор К. С. Мельников (1890 - 1974).
[5] Документ обнаружила в ГАЯО Н. С. Землянская.
[6] Ныне здание медицинской академии.
[7] Ныне площадь Челюскинцев.
[8] Ныне соединена переходом с основным зданием медицинской академии.
[9] Ныне Революционная улица.
[10] Хранится у Н. М. Брусиной.
[11] Сборник хранится у Н. М. Брусиной.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
  • Беляев, В. И. Здравоохранение Ярославля в прошлом и настоящем [Текст] / В. И. Беляев. – Ярославль : Книжное изд-во, 1961. – С.20.

  • Брусина, Н. М. Семейный архив, семейные легенды, письма о прадеде, деде, отце. Воспоминания записаны М. Б. Шпакуновой в 1991-1992 и 2004-2005 гг.

  • Быковский, М. Выставки картин и прикладного искусства Ярославского художественного общества [Текст] / М. Быковский // Голос. – 1911. - № 83. - 15 апр.

  • Воронцов, Н. Первая художественная весенняя выставка картин [Текст] / Н. Воронцов // Северная мысль. – 1906. - №№ 15, 17. - 6, 8 апр.

  • ГАЯО. Ф.346. Оп.5. Д.8114. Л.Л. 1-132.

  • ГАЯО. Ф.509. Оп.2. Д.1887.

  • ГАЯО. Ф.509. Оп.2. Д.1986. Л.Л. 155-157, 159-171, 273, 291-293, 370-375.

  • ГАЯО. Ф.642. Оп.2 а. Д.583. Л.Л. 20-30.

  • Голенкевич, Н. П. Художественная жизнь Ярославля конца XIX – первой трети XX столетия. Творческие объединения, выставки, художники [Текст] / Н. П. Голенкевич. - М., 2000. - С.11-13, 57-58.

  • Егорова, Т. В. Дом, который построил Кнопф [Текст] / Т. В. Егорова // Северный край. – 2004. - 17 янв.

  • Егорова, Т. В. Загадка старого дома [Текст] / Т. В. Егорова // Северный рабочий. – 1990. - 12 июня.

  • Егорова, Т. В. Легенда о башенке [Текст] / Т. В. Егорова // Северный рабочий. – 1990. - 19 авг.

  • Егорова, Т. В. Портрет неизвестного мужчины [Текст] / Т. В. Егорова // Северный край. – 1992. - 17, 18 янв.

  • Егорова, Т. В. Учился у художника Перова… [Текст] / Т. В. Егорова // Северный рабочий. – 1991. - 13 апр.

  • Календарь Ярославской губернии. - 1877 г. (приложение).

  • Каталог картин и этюдов весенней художественной выставки в Ярославле 25 марта 1907 г. – Ярославль, 1907.

  • Козлов, П. И. Ярославль: Путеводитель-справочник [Текст] / П. И. Козлов, В. Ф. Маров. – Ярославль : Верх.-Волжск. кн. изд-во, 1988. - С.157-158.

  • Маров, В. Ф. Ярославль. Архитектура и градостроительство. [Текст] / В. Ф. Маров. – Ярославль : Верхняя Волга, 2000. - С.186-188.

  • Справочная книга Ярославской губернии на 1909 год. – Ярославль, 1909. - С.79.

  • Стовичек, М. В. Архитектурная среда русской провинции в эпоху модерна (Кострома, Рыбинск, Ярославль) [Текст] : автореф. дис… на соискание уч. ст. канд. Искусствоведения / М. В. Стовичек. – Ярославль : Гос. пед. универ. им. К. Д. Ушинского, 2001. - С.19.

  • Суслов, А. И. Ярославль [Текст] / А. И. Суслов, С. С. Чураков. – М.: Госстройиздат, 1960. - С.147, 160.

  • Тяжелов, С. В. Воспоминания старожила дома 14-б по Голубятной улице, ныне ул. Терешковой. Записаны М. Б. Шпакуновой в 1980-е годы.

  • Шпакунова М. Б. Разгадка старого дома? [Текст] / М. Б. Шпакунова // Северный рабочий. – 1991. - 15 янв.

  • Ярославль в его прошлом и настоящем : ист. очерк. [Текст] Ярославль : Изд-во Ярославской экскурс. комис., 1913. - С.181-182.


Назад >>>


 


18 мая
2024 года

Заседание Ярославского историко-родословного общества


















Кольцо генеалогических сайтов

Всероссийское Генеалогическое Древо