Источники генеалогической информации в фондах советского периода Государственного архива Ярославской области (1917 – 1936 гг.)
Возросший интерес к генеалогии, истории семей поставил перед Государственным архивом Ярославской области задачу выявления и введения в научный оборот новых источников, содержащих генеалогическую информацию. Спрос на нее сегодня – огромный, для архивов проблема организации генеалогических исследований через читальные залы выходит на 1-е место по сложности самой организации.
Сейчас около 30% всех поступающих в архив запросов – генеалогического или биографического характера. В читальном зале архива почти треть исследователей занимаются этой тематикой. Загруженность наших немногочисленных сотрудников выросла в несколько раз. Интенсивное использование архивных документов ухудшает их физическую сохранность. Огромное количество генеалогических документов в архиве – церковные метрические книги и исповедные росписи с угасающим текстом. Их физическое состояние также оставляет желать лучшего.
Конечно, большинство исследователей работают с источниками дореволюционными: метрическими книгами, исповедными росписями, ревизскими сказками. Но и послереволюционная история очень многих семей не менее интересна, трагична, поучительна.
ГАЯО хранит огромный комплекс документов с генеалогической информацией послереволюционного, советского периода, причем, наиболее важные, ценные и информационно насыщенные документы относятся, на наш взгляд, к 1920-1930-м гг. Это интереснейший период исторической ломки понятий, представлений, образа жизни людей и проч.
Документальные источники советского времени оказались практически неизученными в генеалогическом и историко-биографическом аспекте – то ли потому, что это не такая уж далекая история и как бы не слишком интересная, то ли по каким-то другим причинам. Наша задача – привлечь внимание заинтересованных людей к таким документам.
Дореволюционная генеалогическая информация позволяла, при всем ее многообразии, собрать достаточные сведения о персоне любого уровня. В документах же советского периода эта информация обезличилась и во многих случаях превратилась в статистические данные о единице учета. И это, пожалуй, главный порок бытовавшего в советское время подхода к отбору документов на постоянное хранение в архив.
Прежде всего, следует остановиться на вопросах административно-территориального деления Ярославской области рассматриваемого периода, так как оно обусловило историю развития административных учреждений этого времени.
В 1917-1929 гг. существовала Ярославская губерния сначала с 10 уездами, с 1923 г. - с 7 уездами, делившимися на волости и с 1924 г. – на сельсоветы. Соответственно на территории губернии действовали губернские, уездные, волостные учреждения и организации.
Ярославская губерния была упразднена на основании Постановления Президиума ВЦИК от 14 января 1929 г. при переходе на новую систему районирования СССР. Ее территория вошла в состав Ярославского и Рыбинского округов Ивановской промышленной области, куда, кроме Ярославской, были также включены Иваново-Вознесенская, Владимирская и Костромская губернии. Старое деление на губернии, уезды, волости заменилось делением на области, округа, районы и сельсоветы. Центр области находился в г. Иваново, где действовали учреждения областного уровня.
В этот период на территории бывшей Ярославской губернии ликвидируются губернские, уездные и волостные органы власти и управления и возникают новые окружные органы, подчиненные Ивановскому облисполкому. На территориях бывших уездов примерно в тех же границах создаются районы со своими учреждениями и организациями. В сельской местности волисполкомы ликвидируются, а сельсоветы переходят в непосредственное подчинение райисполкомов.
Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 23 июля 1930 г. окружное деление было ликвидировано, при этом районы остались прежними. Органы власти окружного уровня упраздняются, на местах остаются райисполкомы, подведомственные Ивановскому облисполкому, и сельсоветы.
11 марта 1936 г. Президиум ВЦИК принял решение о разделении Ивановской промышленной области на Ивановскую с центром в г. Иваново и Ярославскую с центром в г. Ярославле и с 36 районами. До 1944 г. в состав Ярославской области входила территория Костромской области.
Соответственно с 1936 г. стали действовать органы власти Ярославской области, областные учреждения и организации.
Административно-территориальное деление обусловило существование в изучаемый период с 1917 по 1936 гг. различных видов административных, управленческих структур.
Группы архивных фондов, в составе которых имеются документы, содержащие генеалогическую и биографическую информацию:
местные органы государственной власти и управления всех уровней,
их отделы и управления,
советские административные учреждения,
военные учреждения,
судебно-правовые учреждения,
высшие учебные заведения,
средние специальные учебные заведения.
промышленные предприятия и организации.
Это только часть наиболее важных, типовых фондов архива, содержащих документы за период 1918 – 1936 гг. Но объем и качество генеалогической информации в них за различные периоды существования Ярославской губернии – области весьма различен.
Основная часть документов с генеалогической информацией (за исключением личного состава) относится к раннему периоду становления советского общества.
Фонды губернского и окружного периодов содержат самый богатый и разнообразный состав документов, который используется в генеалогических и исторических изысканиях. Это и массовые комплексы, в частности, документы по личному составу сотрудников ликвидированных губернских, окружных и уездных учреждений; и отдельные группы документов, такие как различные анкеты по учету сотрудников органов власти и управления; и фрагментарные, случайные источники, встречающиеся почти во всех архивных фондах, и др.
Особую группу источников составляет совокупность документов, содержащих информацию о личном составе местных органов власти до 1929 г. К ним относятся: отчетные ведомости, книги учета личного состава, личные дела, учетные карточки и анкеты советских работников. Анализ их дает возможность проследить процесс комплектования аппарата власти. С помощью этих источников можно выяснить социальный состав кадров, данные об их партийности, образовании, стаже работы и др.
Наибольший интерес как исторический источник представляют личные дела сотрудников органов управления. Личное дело как особая категория документов оформилось окончательно в 1930-е гг. В нем, как правило, содержится стандартный набор документов: заявления, автобиография, анкета, личный листок по учету кадров. В личных делах встречаются биографические анкеты, формулярные (послужные) списки, характеристики. Это информация социального и генеалогического характера, в ней есть сведения о человеке и его семье.
Документы содержат сведения о представителях различных социальных групп – служащих, рабочих, крестьянах, бывших дворянах и помещиках, духовенстве.
Например, в личной анкете делегата съезда советов, члена исполнительного комитета совета есть такие вопросы: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место постоянного проживания, национальность, образование, семейное, имущественное и социальное положение, партийная принадлежность, политические взгляды, основная профессия, род занятий до революции и в советское время, служба в армии, пребывание в плену, наличие судимости.
В личном деле сотрудника губернского управления имеются документы автобиографического характера, в которых указываются следующие данные: год и место рождения, семейное, социальное и имущественное положение, образование, служба в армии, участие в военных действиях прохождение гражданской службы и т.д.
Часть биографической и генеалогической информации имеется в документах о происходивших в губернии чистках кадров советского аппарата, которые содержатся в фондах губернского и уездных исполкомов Советов РК и КД и были рассекречены только в 1990-е гг.
В архиве хранится около 60 фондов волисполкомов за 1918–1929 гг. и сельсоветов за 1924-1936 гг. За ранний период имеются документы по личному составу служащих волисполкомов и сельсоветов, многочисленные сведения о раскулачивании и лишении избирательных прав, списки духовенства и проч.
За период после 1936 г. в фондах сельсоветов, переданных в ГАЯО из районных архивов Ярославской области, присутствует главным образом скупая и однотипная документация постоянного срока хранения, отобранная в соответствии с действовавшими в то время перечнями и номенклатурами дел. Документы по личному составу, похозяйственные и домовые книги, кстати, очень плохо сохранившиеся, оставались на местах – в сельсоветах, а при их ликвидации передавались в районные архивы. Отдельные похозяйственные книги имеются в ГАЯО в некоторых фондах сельсоветов, но они разрозненны и фрагментарны.
Довольно богатую генеалогическую информацию содержат материалы переписей населения, сохранившиеся в фондах Ярославского губернского статистического бюро за 1918-1929 гг. и Ярославского окружного управления народно-хозяйственного учета за 1929-1930 гг. Они включают в себя источники статистических обследований: переписные листы Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917-1920 гг., Всесоюзной переписи населения 1926 г., Всесоюзной переписи населения 1937 г., а также профессиональных, выборочных переписей и бюджетных обследований семей рабочих и служащих, бюджетных описаний крестьянских хозяйств за 1918 – 1930 гг. Это совершенно уникальный комплекс, т.к. сохранились, хотя и не полностью, первичные переписные документы.
Каждая перепись имела свои формы документов в зависимости от поставленных задач: подворные ведомости, домовые и поселенческие списки, личные листки – и проч. В них представлены все социальные группы населения. Документы характеризуют состав семьи, семейное положение, возраст, социальное происхождение, имущественное положение.
В материалах переписей последующих лет советского периода наличествуют в основном только сводные, итоговые материалы.
Например, в подворных ведомостях переписи населения 1920 г. указаны фамилия, имя, отчество владельца, место проживания (адрес), характеристика строения, описание имущества, наличие скота, перечень (список) проживающих в строении, их отношение к (главе семьи) хозяину, количество членов семьи.
В личных листках переписи 1926 г. значатся: фамилия, имя, отчество лица, место жительства, возраст, национальность, семейное положение, образование (грамотность), имущественное положение, основное занятие.
Очень большую ценность для генеалогических и биографических исследований имеют документы органов ЗАГС, переданные на постоянное хранение в ГАЯО в конце 90-х гг. Это книги актовых записей о рождении, браке, смерти по г. Ярославлю и Ярославской губернии за 1918-1923 гг.
В архиве хранится довольно полный комплекс документов по личному составу крупнейших предприятий Ярославской области: Ярославского резино-асбестового комбината за 1929 – 1940 гг., комбината «Красный Перекоп» (бывшей фабрики Ярославской Большой мануфактуры) за конец Х1Х в. – 1930 –е гг. и др.
На строительстве Ярославского резино-асбестового комбината и впоследствии на его заводах работала в 1930-е гг. чуть ли не половина населения Ярославля и много приезжих, завербованных из различных регионов страны. Потомки их до сих пор живут в нашем городе. Документы по личному составу Ярославского резино-асбестового комбината довольно широко используются при исполнении генеалогических и биографических запросов, т.к. в личных делах рабочих и служащих имеется первичная информация о возрасте, месте рождения, начальном трудовом стаже и направлении на учебу людей, их характеристики.
За период после 1936 г. в фондах архива почти не имеется личных дел и других документов по личному составу.
Документы по личному составу различных организаций и промышленных предприятий традиционно рассматривались как чисто справочный материал, имеющий временный срок хранения. Они не считались носителями информации генеалогического, биографического, социального характера. Ввиду многочисленных реорганизаций, ликвидации предприятий и учреждений, происходивших в Ярославской области в течение последнего десятилетия, часть документов организаций, ликвидированных без правопреемников, поступила в Государственный архив Ярославской области и его филиалы в городах Ростове, Рыбинске, Угличе и в Центр документации новейшей истории в г. Ярославле. Такие современные архивные источники фактически не изучены в генеалогическом аспекте.
Документы эти немногочисленны и разрозненны, состав их весьма слабый. В личные дела периода 1950-1960-х гг. входят выписки (копии) приказов о приеме и увольнении, иногда встречаются листки по учету кадров и очень редко – характеристики и автобиографии. Сведений о родственниках почти нет. Процент обращений к документам по личному составу для генеалогических изысканий – крайне низкий.
Итак, в каких фондах ГАЯО может быть разыскана информация по истории рода:
О рождении, бракосочетании, смерти, захоронении:
Ярославская духовная консистория (метрические книги церквей о родившихся, бракосочетавшихся, умерших за 1918 г. ),
отделы и бюро ЗАГС (актовые записи, свидетельства о рождении, бракосочетании, разводе, смерти, смене имени, отчества, фамилии, усыновлении и проч.).
Кроме того, биографические сведения (о дате и месте рождения) содержатся в личных карточках, анкетах и других учетных документах тех организаций, где могло работать (служить) лицо, о котором запрашиваются сведения.
О вероисповедании:
горисполкомы, райисполкомы (наблюдательные дела приходов церквей, списки служителей культа с анкетными данными, списки членов религиозных общин).
Об официальных заслугах:
облисполком горисполкомы и райисполкомы, их отделы и управления, отраслевые органы управления, промышленные предприятия, колхозы и совхозы (представления, характеристики, документы о награждении орденами и медалями, присвоении почетных званий, награждении памятными знаками, акты и протоколы вручения орденов и медалей, наградные листы).
О месте проживания:
учреждения, организации, предприятия, где работало конкретное лицо (учетные карточки, личные карточки, анкеты с биографическими данными),
управление статистики (материалы переписей городского и сельского населения),
сельсоветы (домовые и похозяйственные книги).
Об имущественных правах:
Ярославский губисполком, Ярославский окрисполком (документы о конфискации имущества, раскулачивании),
финансовые отделы губернского, окружного и уездных исполкомов (документы об описании имущества в связи с обложением налогами, книги налогового учета частных домовладений, документы о вымороченном имуществе граждан),
отделы коммунального хозяйства губисполкома, горрайисполкомов (документы о национализации и муниципализации недвижимости).
Таким образом, можно сделать вывод, что круг источников генеалогической и биографической информации в имеющихся в архиве фондах весьма широк и разнообразен. Мы остановились только на некоторых разновидностях документов массового характера, содержащих такую информацию.
Котова Тамара Валентиновна, Заведующая отделом информационного обеспечения и публикации Государственного архива Ярославской области