Сайт Ярославского историко-родословного общества

 


Назад >>>

РОДОСЛОВИЕ И НАШИ ДЕТИ
ШКОЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ




А. Малинина, г. Ярославль.
Научный руководитель
Н.А. Воскресенская

«ЧУДНОЮ СИЛОЮ – СВЕТОЧЕМ ЗНАНИЯ – РУСЬ ВОСКРЕСИ»

Н.А. Некрасов

          В своих родословных изысканиях мы поставили перед собой цель проследить формирование нравственных ценностей нескольких ветвей рода, выявить их влияние на профессиональный выбор его представителей, преемственность духовных традиций семьи. Для этого был проведен сравнительный анализ аттестатов об образовании представителей рода, работа с архивными документами, фотоальбомами; запись воспоминаний родственников, анализ биографий и исторических, географических, краеведческих сведений о Ярославской области. Результаты этих изысканий мы представляем на примере некоторых судеб.

ЛИВАНОВЫ

          «Пока гробовая крышка не сокрыла еще от нас навеки это дорогое лицо моего отца, а вашего пастыря, я повторю перед вашей памятью долговременную жизнь и труды почившего старца Божия, а вы, в свою очередь, перескажите о них своим детям, чтобы память о вашем духовном отце и пастыре не предавалась забвению в нашем приходе, но переходила бы от одного поколения к другому и жила бы в нем до отдаленного потомства», - эти слова признес 30 апреля 1894 года при погребении заштатного священника церкви села бывшей Александровой пустыни Рыбинского уезда Ярославской губернии отца Николая Иоанновича Ливанова его сын, Александр Николаевич, занявший место отца. В прощальном слове он описывает жизненный путь Николая Ливанова, выявляя главные жизненные ценности усопшего. Николай Иоаннович Ливанов родился в семье бедного пономаря в 1809 году, рано осиротел, с 12 лет учился в духовной семинарии, кормился у родных и в сельских приходах. После семинарии, в 1832 году, стал священником в селе Пчелье Мологского уезда, где прослужил 3 года. Год и 2 месяца служил в селе Новоселки того же уезда и уступил это место осиротевшей семье. С 15 января 1837 года в течение 35 лет служил в приходе с. Александрова пустынь. Молил Бога за прихожан и за души тех, о чьих могилках и родные забыли, много раз переписывал свой синодик. В 43 года потерял жену (она умерла в 1853 году от холеры) и вдовел 42 года. Посвящал себя хлопотам по приходу, молитвам, помогал семье сына и много читал, любил книги. К нему везли много больных, особенно детей, чтобы он за них помолился, верили в действенность его молитвы. Даже закончив в 1872 году служенье, он продолжал помогать сыну в делах прихода, церковном письмоводстве, сельском хозяйстве. Перед смертью потерял зрение, очень беспокоился о судьбе внуков.
          Главным стержнем его жизни была несокрушимая вера в Бога, любовь к Родине, родному дому, родителям, детям. Может быть, потому и ценил их так сильно, что испытал утрату родителей, жены.
          Жизнь Александра Николаевича Ливанова (1846 – 6 июня 1922) не менее драматична. После 3-х летнего учительства в городе Рыбинске он становится священником на смену отцу. Сначала живет с семьей (жена и 4 детей) в маленькой комнатке в доме отца, на расстоянии версты от церкви, затем получает дом от церкви. Дом сгорел. Пока строился новый, семья вернулась в комнату. Наконец жилье построено, но новая беда – 29 апреля 1879 года не разрешилась от бремени и умерла пятыми родами его жена, Анна Васильевна, оспопрививательница. 33-х летний священник остался с четырьмя детьми: Мария – 7 лет, Павла – 5, Константин – 4 и Николай - 2 лет. Четыре поминальные речи, посвященные памяти жены, напечатаны в 1912 году в издании «Православный мир». Они подарены семье Воскресенских правнучкой Марии Александровны, матушкой Любовью Сомовой и хранятся в библиотеке Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
          Молодой священник говорит, что всем хорошим в себе он обязан доброму, кроткому, нравственному влиянию жены на него, ее любви, заботе, верности семейным и супружеским обязанностям. Не о забвении горя просит Александр Николаевич Бога, а о том, чтобы хватило сил достойно нести крест свой, «послужить примером доброй нравственности для прихода моего».
          Вероятно, жизненные ценности семьи унаследовала и Мария Александровна Ливанова, ставшая в 1894 году (год смерти ее деда) невестой и женой учителя Христорождественской-на-Черемхе школы Виноградова Николая Андреевича. Он присутствовал на погребении дедушки своей невесты и просил в прощальной речи: «Наделяй нас тою же беспредельною любовью и с высоты небес благослови нас на предлежащий супружеский путь. Твое христианское безропотное перенесение всех житейских невзгод и тяжких телесных страданий будет живым уроком для нас, желающих вступить в новую, нам неведомую жизнь». Сестра Марии Александровны – Павла стала женой священника Зефирова, а Константин и Николай – врачами.

ВИНОГРАДОВЫ

          То, что слова, произнесенные в 1894 году, - жизненный ориентир будущего священника, доказала вся его жизнь. Н.А. Виноградов (1870 – 1948 г.г.) – сын священника с. Михайловское Ярославского уезда (ныне пос. Кузнечиха) Виноградова Андрея Михайловича (1843 – 1889.19.07) и Веры Ивановны Виноградовой, в девичестве Ушаковой (1846 – 1886.19.03). Матери лишился в 16 лет, отца – в 19. Брат матери, Ушаков Константин Иванович, опекал молодого семинариста. После семинарии два года Николай Андреевич работает учителем, а затем, женившись, становится священником церкви с. Михайловское, где служил его отец. Молодой священник оказался деятельным, энергичным, настойчивым, трудолюбивым. В селе открывается церковно-приходская школа. В течение шести лет удалось возобновить с помощью прихожан и при поддержке старосты храма А.А. Мирковича и жертвователей работу трехпрестольного храма во имя Божией матери Корсунской. 4 июня 1900 года открытый после капитального ремонта храм был торжественно освящен Владыкой Ионафаном. Более 35 лет отдал Николай Андреевич Виноградов служению церкви с. Михайловское.
          На долю семьи выпадали и горе, и радость. 3 июня 1895 года родился первенец – Борис Николаевич, мой прадед. В метрической книге церкви с. Михайловское запись о его рождении сделана рукой его отца Н.А. Виноградова. Восприемниками Бориса были его дед Александр Ливанов и Павла Александровна Зефирова (в девичестве Ливанова) - жена учителя Шельшедомского училища. В 1895 году Мария Александровна подарила Павле Александровне свое фото с Борисом на руках. Из семи детей Николая и Марии трое умерли в младенческом возрасте. Дочь Анна умерла в 20 лет от брюшного тифа в 1917 году, накануне свадьбы. Сын Борис (1895 - 1955) окончил гимназию № 1 г. Ярославля и два курса Демидовского лицея. Три раза он подвергался арестам. Унаследовал практичность, любовь к сельскому хозяйству, деловую сметку от отца. Глеб, брат Бориса, (1901 – 1954) всю жизнь беззаветно трудился, содержал большую семью. Андрей окончил финансовую академию, работал до войны в Москве начальником финотдела Наркомата совхозов юга, после войны вернулся начфином дивизии, преподавал в институте, писал учебники по строительству. Ныне в Москве живет его сын Виноградов Юрий Андреевич.
          Николай Андреевич не изменил своим убеждениям и в годы гонения на церковь. Дал приют в своей церкви монахам из Толгского монастыря, привез в церковь толгские святыни. В 1928 – 29 годах в церкви было многолюдно, туда шла молодежь, работал кружок рукоделия. Процветало и хозяйство священника, где трудились семьи Бориса и Глеба, жившие в доме отца. Это вызвало серию доносов, арест, три года лагерей для Николая Андреевича и его сына Бориса. Дела об их аресте хранятся в Государственном архиве Ярославской области. Глеба отпустили, как бывшего красноармейца. А вот семье Бориса Николаевича – жене Павле Федоровне Виноградовой с тремя дочками пришлось ехать на житье к своей замужней сестре. В деле об аресте Николай Андреевич характеризуется как ярый тихоновец. Патриарх Тихон действительно общался с ним и подарил фото на память. В это время (примерно 1928 – 29 год) умирает Мария Александровна. А в январе 1948 года Н.А. Виноградову пришлось пережить и смерть внучки, Маргариты Борисовны. Сам он смерти не боялся. Дату своей кончины он знал за несколько лет вперед, записал ее в календарь (это 18 ноября по старому стилю, по новому – 1 декабря). Это день его памяти. Он похоронен в селе Петрово Ярославского района, рядом с Ритой, Павлой Федоровной и Борисом Николаевичем.

ДОБРОХОТОВЫ

          Николай Андреевич Виноградов часто гостил в доме священника с. Сереново Ярославского уезда Федора Алексеевича Доброхотова и его жены Анны Дмитриевны. Воспоминания о доме дедушки и бабушки сохранились в памяти их внучки, бывшей учительницы литературы, Г.А. Поповой. Дом большой, но обстановка бедная. Самая дорогая вещь – пианино. Дом не запирали. В одной из комнат каждый вечер матушка устилала постель и ставила ужин - для тех, кто нуждался в крове и пище. По утрам оттуда выходили незнакомые люди; разглядывать их или заговаривать не разрешалось. Сад был без ограды, мог заходить любой, есть ягоды, яблоки. Десять детей (из двенадцати родившихся) помогали родителям по дому, в саду, трудились наравне со взрослыми.
          Ф.А. Доброхотов (1862 – 1930) – скромный, тихий, порядочный человек. Страдал пороком сердца, передавшимся детям и внукам. А.Д. Доброхотова (1864 – 1936) - дочь священника с. Сулость Ростовского уезда. Дочери называли ее святой. Она была добра, умна, тактична, начитанна, хорошо лечила. Любимый автор – Брет Гарт.
          Доброхотовы сделали все, чтобы выучить детей. Их сыновья закончили Духовную семинарию. В 1880 году открылось Ионафановское училище для девочек. Шесть дочерей (Мария, Александра, Павла, моя прабабушка Елена, Серафима, Екатерина) закончили это училище, дававшее право работать в школе I ступени учительницами. Елена училась в училище девиц духовного звания на Волжской набережной. На ее выпускном вечере сестры пели дуэт из «Аскольдовой могилы», их пение отметили поощрением.
          Музыкальность Анны Дмитриевны передалась детям и внукам. Передалось им крепкое семейное начало, самоотверженная любовь к детям, трудолюбие, глубокая порядочность, любовь к родным местам, отличавшие чету Доброхотовых. Может быть, все эти родовые черты повлияли на то, что во 2-м поколении этой семьи мы насчитываем семь учителей. Но самое главное: в трудную минуту они шли на помощь родным, знакомым, родине. Дала приют в своем доме на ул. Срубной (ныне ул. Собинова) Мария Федоровна семьям брата и сестры на годы. Прошла фронт дочь Марии Федоровны, врач-хирург. Пропали без вести, защищая Родину, Георгий и Александр, внуки сереновского священника.

ГОЛУБЕВЫ

          Но прорастает в нас не только то, что получено от Ливановых, Виноградовых, Доброхотовых. В 17-м году, спасаясь от революции в Польше, потеряв мужа, на крышах вагонов пробиралась в родные места Александра Николаевна Голубева (? – 1963), еще одна моя прапрабабушка. Спасала не вещи, – дочек: Соню, Нину, Наташу.
          Но и голодные, завшивевшие, простуженные девочки умели говорить по-французски, играть на фортепьяно, хорошо держаться в обществе. Нина в дороге заболела чахоткой.
          Приехав в Ярославль, сняли угол при детском очаге, так тогда называли детские сады, по адресу: Б. Московская, д. 18. Закончив школу 2-ой ступени, Нина год проработала с мамой в детском доме им. Карла Либкнехта. Детей-сирот в губернии 1918 года становилось все больше. Детдом расформировали. Александра Николаевна перешла на должность воспитателя во вновь образованную детскую колонию на Толге, а Нина попросилась практиканткой в очаг, где они жили. По семейному преданию, в очаге подрабатывал истопником студент педагогического факультета Ярославского университета (бывшего Демидовского лицея), Воскресенский Александр Семенович. Могли они встретиться и в университете, куда Нина поступала в 1921 году, но не была зачислена. Романтик по характеру, Александр беззаветно влюбился. Зная о болезни Нины, он перевелся на заочное отделение, устроился учителем в Сопелковскую школу Никольской волости Ярославского уезда [1], увез молодую жену в деревню, спасая от голода и болезни. Нине Федоровне стало лучше, только рожать врачи не советовали. А она родила Аркадия Александровича Воскресенского, моего дедушку. Умерла Нина Федоровна, когда ее сыну не было 2-х лет, оставив ребенку в «наследство» вьющиеся волосы, голубые глаза и хрупкое здоровье.

ВОСКРЕСЕНСКИЕ, С. БУРМАКИНО

          Овдовевший Александр Семенович вернулся в родное село: здесь растить Аркадия помогали родители - Воскресенские Семен Константинович и Фаина Константиновна (сельский дьячок и его жена) и сестры-учительницы: Екатерина, Мария, Александра. Семья большая, бедная, шумная, но добрая, сердечная. Детей любили, старались приучить к труду и книгам. Кормились крестьянским трудом. Погоревав, Александр Семенович женился вторично на учительнице Процеровой Клавдии Георгиевне. Родились Наденька и Володя. Аркадий рос у теток. Пас коз, читал книги, которых было много на чердаке дома, гордился отцом и болезненно переживал отделенность от него.
          На селе отец был человеком видным. В юности – участник сельского театра под руководством Скородумова, организатор струнного оркестра и хора при клубе в 200 человек (работал в клубе бесплатно), завуч школы. В селе живы его ученики, помнящие, как он читал наизусть всего «Евгения Онегина». У дедушки сохранилась книга отца - сочинения В.А. Жуковского. У элегий о жизни, смерти и любви - засушенные цветы.
          А жизнь от романтики была далека. Шел 1937 год. Брат Александра, Дмитрий, убежал от преследований в Сибирь, т.к. был эсером. Екатерина Семеновна одна растила дочь Наташу на зарплату учительницы школы I ступени. У Марии Семеновны, ушедшей от мужа, рос сын Борис Золотов. Родителей Александра лишили права голоса на выборах как служителей культа. Дети священников скрывали свое происхождение – можно было потерять работу.
          21 августа 1937 года Воскресенскому А.С., 35 лет, предъявлено обвинение «в активном участии в контрреволюционной группе, работающей на фашистскую Польшу». Арестовано 9 человек, 7 из них – расстреляно 19.01.1938 года, в том числе и А.С. Воскресенский [2].
          Семья думает, что Александр в лагере. Перепуганные сестры сжигают стихи Есенина. Сын всю жизнь мучается молча мыслями о судьбе отца. В 1959 году он получает первое свидетельство о его смерти (лагерь, гангрена легкого, 1944 год). Получает квартиру в районе «Резинотехника» за реабилитированного отца. И лишь в 1991 году сыну выдано 2-ое свидетельство о смерти. Причина- расстрел, место захоронения неизвестно.
          От отца к Аркадию перешла страстная любовь к литературе, поэзии, жажда признания и любви, сочетающаяся с неуверенностью в себе, беспощадной самокритичностью, и романтическая мечтательность.
          В 1943 году после 10 класса, без экзаменов, Аркадий уходит на фронт. Служить довелось 7 лет. Карьеру офицера закрыло клеймо «сына врага народа». Перенес контузию, туберкулез. Воевал на Ленинградском фронте, в частях МВД. Вступил в партию. Тоже не сразу приняли.
          Вернувшись из армии в 1950 году, встретил в Бурмакино Ларису Виноградову и 06.09.1950 женился на ней. Сдал экстерном экзамены за 10 класс, поступил в Ярославский педагогический институт им. К.Д. Ушинского. Шестого мая 1951 года у него родилась дочь. Назвали Ниной в честь Нины Федоровны Голубевой. В 1952 и 1963 годах родились сыновья, Николай и Александр, названные в честь Николая Андреевича Виноградова и Александра Семеновича Воскресенского.
          Передается ли судьба? Младший сын, Воскресенский Александр, в 20 лет погиб в армии. Лишь на похоронах родители Саши узнали, что он обладал абсолютным музыкальным слухом. Это сказал его учитель по игре на гитаре.
          Аркадий Александрович тяжело пережил смерть сына. Учитель, трепетно относящийся к жизни детей, так и не оправился от этого удара. Перестройку он не принял, считал, что она перечеркнула жизнь ветеранов. В 1993 году он умер. Похоронен вместе с сыном у с. Федоровское.
          У Нины и Коли по двое детей, получивших в наследство кровь тех, о ком мы рассказали. Наследство, передающееся уже в момент рождения и формирующееся в течение жизни в семье и вне семьи.
          Мы получаем от предков внешний облик и здоровье. Быт и атмосфера семьи, накладываясь на личные склонности, формируют общественно значимые, нравственные ценности, влияющие на профессиональный и идейный выбор детей.
          Наиболее значимыми для нашего рода стали стремление к духовной деятельности, к знаниям, желание приносить пользу людям, созидать. Высоко ценится семья, любовь, вера, труд. Все перечисленные качества находят воплощение в глубокой привязанности к родному краю, в патриотизме.
          Наследование нравственных традиций определяет профессиональные предпочтения. Передаются наиболее ярко выраженные черты личности и характера. От Ливановых и Виноградовых – твердость, настойчивость, практичность. От Доброхотовых и Воскресенских – мягкость, терпимость, музыкальность, мечтательность.
          Оказалось, что десять человек нашего рода были священниками, более двадцати человек избрали педагогическую профессию, есть пятеро врачей, строители, экономисты, программисты.
          На обороте выпускной фотографии Павлы Федоровны Доброхотовой есть замечательные строки Некрасова:

          Честным порывам дай силу свободную,
          Начатый труд довершай,
          И за счастливую долю народную
          Жизнь всю до капли отдай!
          Теплой любви, векового призвания –
          В сердце своем не гаси,
          Чудною силою - светочем знания –
          Русь воскреси!


          Я думаю, что это стихотворение стало главным девизом, основным принципом, стержнем моего рода.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Автобиография Павлы Федоровны Виноградовой. Личный архив.

  2. Атлас Ярославской области, география, история [Карты] – М. : ДИК, 1999.

  3. Воспоминания Воскресенской Ларисы Борисовны. Личный архив.

  4. ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп. 2. Д. С1020. Дела об аресте Б.Н. Виноградова, А.Н.Виноградова.

  5. ГАЯО. Ф. 549. Оп. 3 Д. 27., Оп.4. Д.21. (Списки учителей губернии в 20-х годах).

  6. ГАЯО. Ф. 557. Д. 269. (Личное дело гимназиста Виноградова Бориса Николаевича).

  7. ГАЯО. Ф. 570. Д. 186. (Списки поступивших в училище в 1905 году).

  8. ГАЯО. Ф. 570. Д. 68. (Аттестаты и свидетельства об окончании Епархиального (Ионафановского) женского училища).

  9. ГАЯО. Ф. 570. Д. 68. (Прошение о поступлении в училище)

  10. Громова, А Ярославской мужской гимназии –195 лет [Текст] / А. Громова // Мой Ярославль. – 2000. – 6 июня.

  11. История Ярославского края с древнейших времен до конца 20-х годов XX века [Текст] / под ред. проф. А. В. Селиванова. – Ярославль, 2000.

  12. Книга памяти Ярославской области [Текст] : в 6 т. – Ярославль : Верхняя Волга, 1997. - Т.4.

  13. Крылов, А. Ярославское училище девиц духовного звания [Текст] / А. Крылов // Ярославские епархиальные ведомости. – 1860. – № 28. – С.258-269.

  14. Ливанов, А. Николай Виноградов. Слово и речь при погребении заштатного священника церкви с. Александрова пустыни, Рыбинского уезда [Текст] / А. Ливанов, Н. Виноградов. Библ. Ростовского фил. Яр. ист.-архит. и худ. музея-заповедника.

  15. Размолодин, М. Теперь – пединститут, а раньше. История женского епархиального училища [Текст] / М. Размолодин // Ярославский студент. – 1993. – № 2. – С.8 - 9.


[1] ГАЯО. Ф. Р-178. Оп. 1. Д. 457. Л. 39.
[2] ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп. 2. Д-8947.

Назад >>>


 


18 января
2020 года

Заседание Ярославского историко-родословного общества


















Кольцо генеалогических сайтов

Всероссийское Генеалогическое Древо