Сайт Ярославского историко-родословного общества

 


Назад >>>

РОДОСЛОВИЕ И НАШИ ДЕТИ
ШКОЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ




Баблоян Владимир Оганезович

ЯРОСЛАВСКИЕ РОДОСЛОВНЫЕ В УЧЕБНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТАХ УЧАСТНИКОВ
ОБЛАСТНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ ТУРИСТСКО-
КРАЕВЕДЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ «ОТЕЧЕСТВО»


          В январе 1682 года вышел Указ царя Федора Алексеевича, предписывающий дворянам сдавать в Разрядный приказ свои родословные росписи. Это было связано, во-первых, с закреплением Соборного уложения об отмене местничества 12 января 1682 года и, во-вторых, для пополнения старой родословной книги. Таким образом, было положено начало официальным работам по составлению родословных книг. Результатом этой деятельности стало составление в 1688 г. «Родословной книги князей и дворян российских и выезжих ….», более известной под названием «Бархатная книга», изданной в 1787 г. просветителем Н.И. Новиковым. Уже в начале 19 века в своем произведении «Родословная моего героя (Езерский)» А.С. Пушкин писал:
                    Люблю от бабушки московской
                    Я слушать толки о родне,
                    Об отдаленной старине.
                    Могучих предков правнук бедный
                    Люблю встречать их имена
                    В двух-трех строках Карамзина.
                    От этой слабости безвредной,
                    Как ни старался, - видит Бог, -
                    Отвыкнуть я никак не мог.
          Октябрьские события 1917 года надолго отбросили интерес широкой общественности к изучению родословия. Наступившая несколько десятков лет назад перестройка и последовавшие за ней события вновь всколыхнули интерес к родословию. Но это уже интерес не только к изучению родословия знати (дворянских и купеческих родов). Наметилась широкая демократизация родословия. Большие возможности в приобщении молодого поколения к своей национальной истории и культуре видятся в изучении школьниками своих родословных.
          Сегодня мы все чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времен, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источников нашего нравственного здоровья, силы и богатства. Вновь близкими и понятными становятся для нас пушкинские строки:
                    Два чувства с детства близки к нам,
                    В них обретает сердце пищу –
                    Любовь - к родному пепелищу
                    Любовь к отеческим гробам.
          На Руси традиционно были крепки семейные узы, почитание родителей и предков. Из поколения в поколение передавались рассказы о ратных и трудовых подвигах отдельных представителей рода, их физических и нравственных достоинствах.
          К сожалению, за последние десятилетия многое из того, что сплачивало, питало и укрепляло семейные узы, было утрачено. Объявление ЮНЕСКО 1994 года Международным годом семьи, создание Программы туристско-краеведческого движения (ТКД) учащихся РФ «Отечество» придало изучению родословия массовость.
          Более десяти лет существует и активно работает на благо образования и краеведения Программа туристско-краеведческого движения учащихся РФ «Отечество», далее именуемая Программа. Она в настоящее время состоит из 19 направлений, и три из них прямо или косвенно направлены на изучение родословия. Это такие направления, как «Летопись родного края», «Земляки» и «Родословие». Перед направлением «Родословие» стоят задачи:

  • изучение родословных, семейных традиций и обрядов;

  • развитие и поощрение интереса к истории рода;

          Решение поставленных задач осуществляется через следующее содержание:

  • изучение происхождения, истории и родственных связей родов и семей;

  • ознакомление с историей Отечества и других стран через изучение генеалогии;

  • ознакомление с историей и представителями российских родов разных сословий;

  • овладение приемами составления генеалогических таблиц, росписей, картотек;

  • создание истории своей семьи, своей родословной;

  • выявление и отслеживание представителей своего рода, принимавших участие в исторических событиях.

          В настоящее время в архиве учебно-методического и краеведческого отдела ЦДЮТур и Эк департамента образования Администрации Ярославской области накопилось достаточно большое количество рефератов и учебно-исследовательских работ учащихся по родословию. Это результат многолетней поисково-собирательской и аналитико-исследовательской деятельности краеведческих объединений учащихся, возглавляемых педагогами школ и системы дополнительного образования. Возможно, когда-либо выйдет отдельная книга, собравшая воедино все материалы. Тем более что первые шаги уже сделаны, вышли в свет два сборника с работами победителей 9-ой и 10-ой областных краеведческих конференций (конкурсов) ТКД «Отчество». Радует, что почти половина поступивших на конкурс работ так или иначе связана с изучением родословия. Значительно выросло качество работ конкурсантов последних лет. Многие юные исследователи стараются «докопаться» до своих истоков. Они не только изучают материалы, хранящиеся в семейном или родовом архиве, опрашивают родственников, но и связываются с государственными и местными архивами и музеями, а иногда, когда получают доступ, работают там с документами. Исследования таких семейных летописцев читать очень интересно и познавательно. Значение такой работы трудно переоценить, ибо через постижение связи рода с историей страны рождается чувство сопричастности к нашей истории, к нашей стране, чувство патриотизма.
          В своих исследованиях ребята рассматривали многие проблемы. История своей семьи, своего рода в контексте истории Отечества. Отметим, что данная проблематика практически всегда отличается исследовательской новизной. В работе подготовленной учеником 11 класса Угодичской школы Ростовского района Сахаровым Алексеем (руководитель Н.П. Харитоненко) ставится цель «составить свою родословную, чтобы извлечь уроки и не повторить ошибок своих предков» и вместе с тем, «чтобы гордиться их славой, чтобы лучше знать историю своей страны». Подводя итоги сделанному, исследователь отмечает: «Исследуя жизнь своих предков, я увидел в их судьбе то, на что прежде не обращал внимания. Я узнал, какую роль наши предки играли в устроении государства Российского, где и как сражались за его рубежи и свободу, какие духовно-нравственные ценности лежали в основе их поступков. А то все время мне казалось, что история стороной огибала нашу избу, где-то ходила рядом…. и где-то совершались подвиги, осуществлялось стояние за веру… А оказалось, всё это сделано нашими отцами, дедами и прадедами. Но самое главное, я усвоил нравственный закон предков – оказывается, чтобы стать сильным и жить правильно, достаточно просто любить своих предков, а стало быть, и Отечество, потому что история Отечества – это история нашего рода, а история каждого рода – это история Отечества».
          Восстановление родословных земляков, изучение родословных малых народностей. Здесь внимание уделяется как древним дворянским родам, поколениями связанных с родным краем, например Дедюлиным (Анастасия Калянова, г. Тутаев); «Генеалогия Ярославских дворян Сабанеевых» (Павлычева Н. и Торопова Е., руководитель М.Н. Лебедева, ЦДЮТур и Эк ЯО); так и родам священников («Род Розовых в судьбе села Ивановское и Борисоглебского края», автор Ю. Демидова, ученица 9 класса Ивановской средней школы, руководитель В.С. Мартышин); купцов, предпринимателей, учителей («Династия учителей Житниковых», Смирновой Т., ученицы 11 класса, гимназия, г. Переславль-Залесский, руководитель Л.П. Салюкова, «Учительская династия Кондаковых-Конюшевых», Сапунковой О., ученицы средней школы № 2 г. Тутаева, руководитель Емельянова О.Б); крестьян («Мой древний род не канет в лету...» Шиловой О., ученицы 11 класса средней школы № 84 г. Ярославля, руководитель Е.А. Горячева, учитель истории).
          За десять прошедших лет количество работ, посвященных родословию, значительно возросло. Улучшилось и качество представляемых на конкурс работ. Этому в немалой степени способствовало решение коллегии Министерства образования РФ за № 1/1 от 10 января 1996 года, в котором констатируется факт не реализации учебно-исследовательской деятельностью учащихся своих объективных возможностей.
          Тем же решением предусматривается проведение ежегодных федеральных конференций, конкурсов учащихся (старшеклассников), занимающихся учебно-исследовательской работой. При этом под учебно-исследовательской деятельностью понимается «такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусств) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы».
          К сожалению, несмотря на систематические замечания, семинары для руководителей, юные исследователи и их педагоги продолжают не совсем грамотно подходить к представлению своих исследований. Продолжают появляться ошибки как в содержании, так и в оформлении.
          На наш взгляд, это вызвано неподготовленностью педагогов к руководству исследовательской деятельностью учащихся. Подавляющее их большинство являются прекрасными специалистами по своим предметам. Однако необходимый опыт работы по исследованию родословных у них отсутствует. То же можно сказать и об оформлении научных работ. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки и неточности.
          Одной из серьезных недоработок считаем несоответствие названия содержанию работы, типичными ошибками здесь являются:

  • в качестве названия взята обезличенная фраза, слово, призванные обозначить узкую, конкретную тему (например, «Истоки», «Всему начало здесь», «Боль памяти» и т. п.);

  • в качестве названия взят девиз конкурса, наименование программы, иногда немного перефразированные (например, «Моя родословная», «Прошлое России в истории моей семьи» и т. п.);

  • в качестве названия взят лозунг, цитата (например, «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно» и т. п.).

          Отсутствие критической оценки изложенных фактов, использованных источников. Часто приведенные источники научно не обработаны, не проанализированы, не сопоставлены.
          Очень мало работ, в которых были бы описаны методы проведения исследования, а это значит, что, скорее всего, использован не весь потенциал исследователя, выявлены не все пути поиска, накопления и изучения материала.
          Отсутствие списков источников и литературы, незнание правил библиографического описания публикаций. Заметим, что даже в случаях указания источников, в основном речь идет о письменных источниках, а изобразительные, вещественные, устные, записанные на технических носителях, в том числе взятые из Интернета, «забываются» быть представленными в списке.
          Неправильное наименование орденов, медалей, должностей и т. п.
          Ошибки встречаются и при представлении родословных схем, таблиц: нет названия (заголовка), отсутствие фамилий, дат. Иногда встречаются в принципе неправильно составленные схемы. Заметим, что хорошо бы указать авторов этих схем, ведь известно, что не всегда ими являются сами юные исследователи, нередко бывает, что либо они продолжают начатое родственниками, либо им помогают в составлении родные и педагоги. И это нормальное явление, которое не следует замалчивать.
          К другим типичным ошибкам следует отнести несоблюдение научной структуры текста доклада (Введение – Основная часть – Заключение – Список источников и литературы – Приложения). Подчас отсутствует одна или несколько составляющих этой цепочки. Создаётся впечатление, что ребенок, а вместе с ним и руководитель, не могут определить, с какой целью проводилось исследование, что они не знакомы с методами и терминологией исследовательского процесса. В настоящее время издано немало книг и брошюр о проведении научно-исследовательской работы, в каждой из них есть соответствующие рекомендации.
          В науке разработан алгоритм проведения исследования. Если нарушается какая-либо из его составляющих, работа идет «наперекосяк», что влияет на конечный результат, на представление работы. Изучая, постигая, разрабатывая конкретную проблему, учащийся познает основы науки, научного знания, научного исследования. Предлагаем использовать следующую схему проведения процесса исследования:

  • Выбор темы.

  • Обоснование актуальности выбранной темы.

  • Постановка цели и задач исследования.

  • Подбор источников и литературы.

  • Поиск информации, научно-информационных материалов.

  • Выбор методов проведения исследования.

  • Составление библиографии.

  • Консультации, обсуждения.

  • Написание первого варианта.

  • Составление схем, таблиц, подбор иллюстративного материала.

  • Корректировка, уточнение, обсуждение результатов научного исследования.

  • Написание последнего варианта работы. Оформление результатов научного исследования.

  • Составление тезисов

  • Подготовка к выступлению (акценты, предполагаемые вопросы).

  • Выступление, публикация.

          Подводя итог сказанному, вспомним, что биография человека, а вслед за ней и родословная являются одним из древнейших жанров, восходящих к временам древнегреческого философа Плутарха, первого известного автора, поведавшего миру биографии выдающихся греков и римлян в «Сравнительных жизнеописаниях». «Написать хорошую биографию так же трудно, как хорошо прожить жизнь», - сказал английский писатель и биограф Д.Л. Стрэчи. Поэтому отдадим должное стремлению наших юных исследователей рассказать о своих земляках и своих родственниках. Они в начале своего творческого и научного пути, идя по которому, они (смею надеяться) научатся многому, многое узнают и донесут до других, до нас с вами.
          В наше время перед подрастающим поколением открылось немало возможностей, как показали 10 прошедших конференций, имеются и желание, и силы, и время. Необходимо лишь вооружить учащихся и их научных руководителей необходимыми методологическими знаниями и специальными умениями для дальнейшего углубления поисково-собирательской и учебно-исследовательской работы. Надеемся, что начавшееся широкое сотрудничество с общественными организациями (и в первую очередь с Ярославским историко-родословным обществом) дадут в будущем более весомые результаты. В сентябре 2004 года предполагается проведение первой областной краеведческой олимпиады школьников по историко-культурному наследию. В настоящее время идет усиленная работа Оргкомитета по её подготовке. Краеведческая олимпиада школьников, включающая также и направление «Родословие» будет способствовать качеству подготовки учащихся (предполагается не только защита домашних заданий, но и проведение самостоятельного исследования без помощи руководителя, рецензирование работ товарищей, оппонирование). «Научным» исследованиям школьников дан «зеленый свет». Пожелаем им дальнейших успехов в работе.

Назад >>>


 


18 января
2020 года

Заседание Ярославского историко-родословного общества


















Кольцо генеалогических сайтов

Всероссийское Генеалогическое Древо