Сайт Ярославского историко-родословного общества

 


Назад >>>

НАШИ РОДОСЛОВНЫЕ.
СЕМЕЙНЫЕ ИСТОРИИ




Михайлова Надежда Сергеевна

СТО ДВАДЦАТЬ ЛЕТ НА НИВЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ


          Изучение истории своего рода - дело весьма полезное и увлекательное. Знание своих корней помогает лучше осознать свое место в этом мире, помогает в воспитании детей и, наконец, просто является хорошим хобби. В нашей семье память о прошлом всегда хранилась и хранится очень бережно. Многие члены семьи целенаправленно занимаются этими вопросами и передают свои знания из поколения в поколение. Мне достался богатый семейный архив, в котором собраны документы и фотографии разных лет. Изучая эти документы, мы заметили, что очень многие из моих родственников имеют отношение к народному образованию. Об их судьбах и пойдет речь в моем сообщении.
          Корни нашей педагогической династии восходят к середине XIX века. Моя прабабушка – Шадрина Ольга Капитоновна содержала пансион для девочек-гимназисток в г. Верхотурье на Урале. Она была родом из мещан, очень энергичная и разносторонняя женщина. В семье Шадриных-Опокиных было четверо детей: Александр, Владимир, Вера и Надежда. Все они получили хорошее образование (окончили Верхотурьинские или Екатеринбургские гимназии, окончили с отличием, а затем высшие учебные заведения Петербурга и Казани). Старший брат Александр Александрович Опокин стал врачом, защитил в 1914 году докторскую диссертацию по военно-полевой хирургии. Его труды печатались в российских и зарубежных медицинских изданиях. В Большую Советскую энциклопедию им была подготовлена статься о курортологии, но основную часть своей жизни Александр Александрович работал преподавателем в Томском медицинском институте; он являлся основателем целой медицинской школы, за свой труд награжден орденом Трудового Красного Знамени.
          Вера Александровна Опокина (Смирнова) окончила Екатеринбургскую женскую гимназию. Вышла замуж за Смирнова Григория Ивановича — попечителя народных училищ Екатеринбургской губернии. Работала учителем биологии. Их дочь — Вера Григорьевна (1905 - 1978) окончила географический факультет Петербургского университета. Защитила кандидатскую диссертацию по картографии. Она является одним из авторов Большого морского атласа. В годы войны в эвакуации работала учителем географии в средней школе села Николо-Шанга Шарьинского района Костромской области.
          Владимир Александрович окончил математический факультет Казанского университета и работал в мужской гимназии г. Казани. Его сын — Владимир Владимирович Опокин (1910-1985) - окончил Казанский инженерно-строительный институт, читал лекции в Казанском инженерно-строительном институте.
          Судьба Надежды Александровны Опокиной (моей бабушки) наиболее интересна.
          Надежда Александровна родилась 24 марта 1900 г. в городе Верхотурье. Окончила Екатеринбургскую женскую гимназию с отличием и работала в одной из начальных сельских школ Екатеринбургской губернии. Заработная плата составляла «19 рублей с копейкою». Это по тем временам было достаточно много. Жила она в комнате при школе. В 1913 - 1914 гг. Надежда Александровна окончила с отличием Высшие женские Бестужевские курсы, историко-филологический факультет. После окончания учебы Надежда Александровна вышла замуж и жила сначала в Томске, где работала конторским служащим и делопроизводителем отдела земства в Томском отделении союза рабочих строителей, о чем свидетельствуют сохранившиеся в семейном архиве документы (членская книжка и расчетная книжка), а потом в Иркутске до 1937 года. Муж Надежды Александровны (мой дед) был главным инженером Восточно-Сибирской железной дороги, и в 1937 году его, без предъявления конкретного обвинения, арестовали и расстреляли как врага народа. После ареста мужа Надежду Александровну выселили из квартиры, и она с двумя маленькими детьми две недели жила под лестницей, потом уехала к свекру в Нижний Новгород и занялась поисками работы. В поезде один из попутчиков рассказал ей, что на станции Шарья не хватает учителей в школах, и она, воспользовавшись этим советом, приехала туда и получила место учителя русского языка и литературы в селе Николо-Шанга. В этом селе она снимала частный дом, а школа оплачивала дрова. Обзавелись они и своим хозяйством: перед войной купили корову. Молодая женщина, которая всю жизнь до этого прожила в городе, научилась и деревенскому труду: доить корову, косить траву и т. д. В годы войны это хозяйство помогло им выжить. Надежда Александровна проработала в школе учителем русского языка и литературы и библиотекарем до 1956 года. Она была истинным российским сельским интеллигентом, чудесным человеком, замечательным учителем. Многие учителя-ветераны до сих пор помнят не только ее уроки литературы, но и уроки жизни.
          Оба сына Надежды Александровны также имеют прямое отношение к образованию. Старший – Сергей Петрович Бурлаков (1928-1999) (мой отец) - учился в школе села Николо-Шанга, окончил ее в 1946 году и поступил в Карело-Финский учительский институт в г. Петрозаводске. на факультет русского языка и литературы. Учителей в стране после войны не хватало, поэтому кроме педагогических институтов с 4-х летним сроком обучения, существовали и учительские институты с 2-х летним сроком обучения, они давали незаконченное высшее образование и право преподавания в 7-летней школе. После окончания института он работал в Карелии, затем служил в армии 4 года, после службы вернулся в Николо-Шангу и стал работать в школе учителем русского языка и литературы, а затем физкультуры и начальной военной подготовки. В последние годы работал преподавателем основ безопасности жизнедеятельности. Он проработал в школе 50 лет, был старейшим учителем в школе. Умер, будучи на пенсии и продолжая работать, в 1999 году. Его не просто любили, а обожали ученики, многие писали о нем сочинения «С кого делать жизнь». Его воспитанники стали очень хорошими людьми, многие продолжили его дело. Сергей Петрович всегда занимал очень активную гражданскую позицию, был человеком неравнодушным, требовательным к себе и людям, к нему за помощью обращались не только учителя школы, молодые директора, но и коллеги из района и даже области. За свой труд он награжден грамотами районного, городского, областного уровня, грамотами Министерства образования РСФСР и СССР, значками «Отличник народного просвещения РСФСР и «Отличник народного просвещения СССР», юбилейными медалями. Папа отлично пел. Его чудесный голос знали во всех уголках района. Он не раз был лауреатом областных и всероссийских смотров художественной самодеятельности.
          Вадим Петрович Бурлаков (р. 1935 г.) окончил Казанский университет и преподавал физическую географию в Ошском педагогическом институте.
          По линии моего отца есть еще один человек, о котором нельзя не рассказать сегодня. Он также имеет отношение к образованию и нашему роду. Речь идет об Александре Степановиче Попове — знаменитом физике, изобретателе радио. Его сестра была замужем за братом Ольги Капитоновны Шадриной (моей прабабушки) – Иваном Шадриным. Александр Степанович получил сначала духовное образование, так как все его предки по отцовской линии и многие по материнской были священнослужителями. Затем окончил математический факультет Петербургского университета, преподавал в Минном офицерском классе Балтийского флота в Кронштадте, был профессором электротехнического института в Петербурге. В семейном архиве хранится фото, на котором запечатлены А.С. Попов, Ольга Капитоновна и другие члены нашей семьи.
          Учителями были и другие члены нашей семьи. Моя мама - Басок Валентина Дмитриевна - родилась 11 июня 1928 года на Украине в селе Юринцы Городокского района Хмельницкой области в крестьянской семье. В 1937 году семья переехала в Россию в поселок Голыши Шарьинского района тогда Нижегородской, ныне Костромской области. Интересны обстоятельства этого переезда. В 1929 году в селе образовался колхоз, и семьи вступили в него, отдав весь инвентарь, лошадей и только что построенный кирпичный дом, который заняли под зерновой склад. Дмитрий Иванович тоже стал работать в колхозе, многое не устраивало его в тогдашней колхозной жизни, и молчать он не мог. После одного из таких критических выступлений в 1933 году Дмитрия арестовали, осудили и сослали на строительство Беломорканала. По окончании срока ссылки он решил остаться в России, где была возможность заработать и устроить свой быт лучше. Приехал в поселок Голыши и устроился на работу грузчиком на Лесопристань. В 1937 году к нему приехала жена и дочери Валентина и Вера. Валентина окончила школу в 1946 году и поступила на географический факультет Ярославского педагогического института. Годы учебы в школе и институте пришлись на трудное военное и послевоенное время. Отец был в армии, мать зарабатывала на жизнь шитьем. В 1951 году Валентина закончила институт и была направлена на работу в Николо-Шангскую среднюю школу Шарьинского района учителем географии. В этой школе она и проработала 40 лет до выхода на пенсию. В трудовой книжке Валентины Дмитриевны имеется лишь одна запись о приеме на работу и много записей о наградах и поощрениях. За свой труд она награждена грамотами районного, городского, областного отделов образования, грамотами Министерства просвещения РСФСР, СССР, значком «Отличник народного просвещения РСФСР».
          Мама была очень хорошим учителем, многие ее ученики пошли по ее стопам, и сейчас к ней постоянно приходят за советом и помощью молодые учителя, бывшие ученики, односельчане.
          Сестра Валентины — Вера Дмитриевна (1930 г.) - после окончания Костромского педагогического института работала до 1981 года учителем литературы и русского языка в средней школе с. Благовещенка в Киргизии. Интересен такой факт из ее биографии: в 1978 году за добросовестный труд Вера Дмитриевна была представлена к высокой правительственной награде — ордену Трудового Красного Знамени. В газетах опубликовали указ и поздравления, но до вручения ордена дело не дошло. Веру Дмитриевну пригласили в партийные органы и сообщили, что ее орден решено отдать представителю коренной национальности — киргизу, а она, русская, поймет и переживет это спокойно.
          Более подробно мы рассказали о близких родственниках - представителях учительской династии, но на нашем генеалогическом древе отмечены, по меньшей мере, 24 человека так или иначе связанных с этой сферой деятельности.
          Воспитателями в детских яслях были моя бабушка и бабушка моего мужа, учителями работали брат моей бабушки и его жена, их дочь сейчас работает в одной из школ Украины; там же на Украине работают и моя двоюродная тетя и двоюродная племянница, а также сестра мужа моей тети.
          В одной из ярославских школ работала жена двоюродного деда моего мужа. Сама я, окончив в 1988 году Ярославский Государственный педагогический институт, уже 16-й год работаю в школе; этот же ВУЗ окончил и мой муж, Михайлов Олег Евгеньевич, который работал в школе № 84 г. Ярославля и в школе пос. Мирный в Якутии.
          Таким образом, мы считаем, что налицо все признаки действительно учительской династии, и очень надеемся, что эта цепь учительских судеб продолжится и в наших детях. А пока общий непрерывный педагогический стаж нашей семьи составляет приблизительно 127 лет (и это только по прямой линии).

Назад >>>


 


18 января
2020 года

Заседание Ярославского историко-родословного общества


















Кольцо генеалогических сайтов

Всероссийское Генеалогическое Древо