Сайт Ярославского историко-родословного общества

 

Дата публикации 25.10.2013
Обсудить на Форуме ЯрИРО >>>

Голоса и лица Первой мировой в семейной памяти

Меняющийся музей в меняющемся мире благотворительный фонд B. Потанина Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник









Работа с респондентами по теме «Первая мировая война».
Примерный вопросник


I. Блок. Вопросы «человеку с предметом»
  1. Паспортная часть: ФИО, возраст, основная деятельность
  2. Описание предмета: что это, от кого досталось, при каких обстоятельствах, легенда бытования, впервые представляется или уже приходилось рассказывать/показывать предмет.
  3. Описание сюжета: кто изображен, где, какое время и т.д.
  4. Вопросы к владельцу: какова судьба человека, владевшего предметом, как война повлияла на местоположение семьи (переезды, миграция), отношение к войне и власти (если озвучивалось).
  5. На восприятие войны интервьюируемым:
    • Какие ассоциации, связанные с этой войной, были у вас в школе, юности, зрелости?
    • Знаете ли вы, каковы были потери в войне?
    • Знаете ли вы, как называлась эта война в тот период и позднее? Как вы оцениваете роль ваших близких в той войне?
    • Выполнение воинского и гражданского долга?
    • Рассказывали ли вы своим детям о том, что знаете?
II. Блок. Вопросы «человеку с историей»
  1. Паспортная часть (может быть и в завершении).
  2. Прослушивание рассказа.
  3. Уточнение деталей (рабочий блокнот для фиксирование попутных вопросов): по личности (звания, награды, документы, фото и пр.), по эмоциям, легенды, по семье (состав семьи, сословие и пр.), кто передал предмет, как он сохранялся все эти годы и при каких условиях.
  4. На восприятие войны интервьюируемым:
    • Какие ассоциации, связанные с этой войной, были у вас в школе, юности, зрелости?
    • Знаете ли вы, каковы были потери в войне?
    • Знаете ли вы, как называлась эта война в тот период и позднее? Как вы оцениваете роль ваших близких в той войне?
    • Выполнение воинского и гражданского долга?
    • Рассказывали ли вы своим детям о том, что знаете?
III. Блок. Вопросы «человеку без истории»
  1. Паспортная часть (можно и в конце).
  2. Кто жив из самых старших членов семьи?
  3. Велика ли была семья?
  4. Кто были по происхождению (крестьяне, рабочие, мещане, дворяне, духовенство, военные, купцы)?
  5. Кто рассказал и при каких обстоятельствах?
  6. Всегда ли жили в одном месте или переезжали и почему? Не связано ли это было с войной?
  7. Не осталось ли что-либо из предметов того периода (фотографии и др. по списку в обращении)?
  8. На восприятие.
  9. Если ничего нет - поблагодарить и пригласить на выставку, а также спросить - нет ли материалов по войне у знакомых.
< < < НАЗАД

 


16 апреля
2022 года

Заседание Ярославского историко-родословного общества


















Кольцо генеалогических сайтов

Всероссийское Генеалогическое Древо