Сайт Ярославского историко-родословного общества

 

 
  Вернуться к нашим публикациям | Вернуться к оглавлению данной публикации




Организация родословных исследований.
Методические рекомендации

Раздел 4
Рекомендации по планированию родословных исследований

Приступая к исследованию истории рода необходимо владеть приёмами планирования работы. Умение планировать свой труд не только облегчает любой вид деятельности, но и позволяет бережно расходовать время. Особенно важно это для учащихся. Научиться распоряжаться своим временем разумно, пожалуй, главное, чему необходимо научиться самому и научить детей – управлять временем. Поэтому, с самого начала работы над родословной необходимо следующее:

I. Определить цель создания родословной.

  • Только для удовлетворения личного интереса.
  • Только для внутрисемейного использования.
  • Для всех представителей рода с целью развития у них интереса к собственной истории и продолжению исследований.
  • Воссоздать историю рода в контексте истории страны, или «малой родины».
  • Опубликование полученных материалов в печати с целью сохранения их для потомков и общественности.


II. Определить этапы достижения цели.
  • 1-й этап. Сбор всех видов материалов.
  • 2-й этап. Обработка и систематизация собранных материалов.
  • 3-й этап. Построение родословных связей.
  • 4-й этап. Оформление работы.


III. Определить задачи каждого этапа и методы их решения.

1-й этап. Сбор всех видов материалов.

Задача 1. Собрать все материалы по мужской линии.

Методы решения:
  • Выбрать документы, письма, фотографии, личные вещи, реликвии, награды и др. по исследуемой персоне.
  • Записать на диктофон воспоминания самого родственника или знавших его людей о событиях, связанных с его рождением и жизнью.
  • Записать автобиографический или биографический материал, используя перечень вопросов для начального этапа составления родословной.
  • Выбрать все фотографии. На самые старинные фотографии составить легенду, используя рекомендации ЯрИРО.
  • Выбрать семейные реликвии и составить паспорт на них (легенду), используя рекомендации ЯрИРО.
  • Сформулировать запросы в архивные учреждения.


Задача 2. Собрать все материалы по женской линии.

Методы решения: аналогично.

Задача 3. Собрать исторические справки о времени, в котором жили представители рода.

Методы решения:
  • Работа в библиотеке или в Интернете со словарями, энциклопедиями, справочниками, иной справочной литературой.
  • Изучение хронологии исторических событий в крае, стране.
  • Работа в архивных учреждениях.


Задача 4. Изучить историю отчего дома.

Методы решения:
  • Определить место нахождения, время постройки, этажность, архитектурные особенности, кто проживал, мемориальные доски, легенды, степень сохранности, значимость для истории.
  • Работа в библиотеке или в Интернете с краеведческой, справочной или специальной литературой.
  • Работа в архивных учреждениях.
  • Привлечение специалистов-консультантов в данной области знаний.


Задача 5. Изучить историю своей фамилии и фамилий смежных родов.

Методы решения:
  • Выделить все фамилии, обнаруженные в процессе поиска. Расположив их в алфавитном порядке, сформировать фамильный навигатор.
  • Работа в библиотеке или в Интернете со справочной литературой.
  • Привлечение специалистов-консультантов в данной области знаний.
  • Определить национальный состав рода.


Задача 6. Определить помощников в исследовании и источники информации.

Методы решения:
  • Привлечь к исследованиям родителей, родственников или иных лиц.
  • Определить научного руководителя.
  • Привлечение специалистов в области генеалогии, смежных исторических и иных дисциплин.


2-й этап. Обработка и систематизация собранных материалов.

Задача 1. Систематизировать все собранные материалы.

Методы решения:
  • Распределить отдельно документы, фотографии, письма, и др. по каждому представителю рода по персональным папкам.
  • Каждому представителю рода присвоить универсальный персональный шифр.
  • Разобранные документы сканировать, проложить тёмной (желательно) бумагой, систематизировать по конвертам. Конверты, относящиеся к одной персоне, вложить в персональную папку.
  • Разобранные Фотографии сканировать, проложить тёмной (желательно) бумагой, систематизировать по конвертам. Конверты, относящиеся к одной персоне, вложить в персональную папку.
  • Все материалы ввести в базу данных и сохранить на цифровом носителе.


Задача 2. Показать полученные материалы или их фрагменты родственникам для ознакомления и корректировки.

Методы решения:
  • Очно, при личной встрече.
  • Очно, по Интернету.
  • Заочно, по телефону.
  • Заочно, путём переписки.
  • Получить письменное разрешение на публикацию материалов.


3-й этап. Построение родословных связей.

Задача 1. Построить родословное древо.

Методы решения:
  • Вычертить рабочие схемы родов с учётом поправок и уточнений родственников.
  • Объединить рабочие схемы родов в единую родословную.
  • Указать библиографию, иные источники (по существующим международным правилам).


Задача 2. Ввести сведения в компьютерную базу данных.

Методы решения:
  • Провести все необходимые уточнения и создать базу данных.
  • Сделать копии работы на цифровых носителях, обеспечив их безопасность.


4-й этап. Оформление работы.

Задача 1. Творческое оформление работы.

Методы решения:
  • Издание книги.
  • Создание фильма.
  • Самостоятельно «от руки».
  • Самостоятельно с использованием приёмов декоративно-прикладного творчества.
  • Исполнение у профессиональных дизайнеров.
  • Иные решения.


<<< Ключевые понятия | Примерный перечень вопросов >>>


 


18 января
2020 года

Заседание Ярославского историко-родословного общества


















Кольцо генеалогических сайтов

Всероссийское Генеалогическое Древо