Организация родословных исследований. Методические рекомендации
Раздел 4 Рекомендации по планированию родословных исследований
Приступая к исследованию истории рода необходимо владеть приёмами планирования работы. Умение планировать свой труд не только облегчает любой вид деятельности, но и позволяет бережно расходовать время. Особенно важно это для учащихся. Научиться распоряжаться своим временем разумно, пожалуй, главное, чему необходимо научиться самому и научить детей – управлять временем. Поэтому, с самого начала работы над родословной необходимо следующее:
I. Определить цель создания родословной.
Только для удовлетворения личного интереса.
Только для внутрисемейного использования.
Для всех представителей рода с целью развития у них интереса к собственной истории и продолжению исследований.
Воссоздать историю рода в контексте истории страны, или «малой родины».
Опубликование полученных материалов в печати с целью сохранения их для потомков и общественности.
II. Определить этапы достижения цели.
1-й этап. Сбор всех видов материалов.
2-й этап. Обработка и систематизация собранных материалов.
3-й этап. Построение родословных связей.
4-й этап. Оформление работы.
III. Определить задачи каждого этапа и методы их решения.
1-й этап. Сбор всех видов материалов.
Задача 1. Собрать все материалы по мужской линии.
Методы решения:
Выбрать документы, письма, фотографии, личные вещи, реликвии, награды и др. по исследуемой персоне.
Записать на диктофон воспоминания самого родственника или знавших его людей о событиях, связанных с его рождением и жизнью.
Записать автобиографический или биографический материал, используя перечень вопросов для начального этапа составления родословной.
Выбрать все фотографии. На самые старинные фотографии составить легенду, используя рекомендации ЯрИРО.
Выбрать семейные реликвии и составить паспорт на них (легенду), используя рекомендации ЯрИРО.
Сформулировать запросы в архивные учреждения.
Задача 2. Собрать все материалы по женской линии.
Методы решения: аналогично.
Задача 3. Собрать исторические справки о времени, в котором жили представители рода.
Методы решения:
Работа в библиотеке или в Интернете со словарями, энциклопедиями, справочниками, иной справочной литературой.
Изучение хронологии исторических событий в крае, стране.
Работа в архивных учреждениях.
Задача 4. Изучить историю отчего дома.
Методы решения:
Определить место нахождения, время постройки, этажность, архитектурные особенности, кто проживал, мемориальные доски, легенды, степень сохранности, значимость для истории.
Работа в библиотеке или в Интернете с краеведческой, справочной или специальной литературой.
Работа в архивных учреждениях.
Привлечение специалистов-консультантов в данной области знаний.
Задача 5. Изучить историю своей фамилии и фамилий смежных родов.
Методы решения:
Выделить все фамилии, обнаруженные в процессе поиска. Расположив их в алфавитном порядке, сформировать фамильный навигатор.
Работа в библиотеке или в Интернете со справочной литературой.
Привлечение специалистов-консультантов в данной области знаний.
Определить национальный состав рода.
Задача 6. Определить помощников в исследовании и источники информации.
Методы решения:
Привлечь к исследованиям родителей, родственников или иных лиц.
Определить научного руководителя.
Привлечение специалистов в области генеалогии, смежных исторических и иных дисциплин.
2-й этап. Обработка и систематизация собранных материалов.
Задача 1. Систематизировать все собранные материалы.
Методы решения:
Распределить отдельно документы, фотографии, письма, и др. по каждому представителю рода по персональным папкам.
Каждому представителю рода присвоить универсальный персональный шифр.
Разобранные документы сканировать, проложить тёмной (желательно) бумагой, систематизировать по конвертам. Конверты, относящиеся к одной персоне, вложить в персональную папку.
Разобранные Фотографии сканировать, проложить тёмной (желательно) бумагой, систематизировать по конвертам. Конверты, относящиеся к одной персоне, вложить в персональную папку.
Все материалы ввести в базу данных и сохранить на цифровом носителе.
Задача 2. Показать полученные материалы или их фрагменты родственникам для ознакомления и корректировки.
Методы решения:
Очно, при личной встрече.
Очно, по Интернету.
Заочно, по телефону.
Заочно, путём переписки.
Получить письменное разрешение на публикацию материалов.
3-й этап. Построение родословных связей.
Задача 1. Построить родословное древо.
Методы решения:
Вычертить рабочие схемы родов с учётом поправок и уточнений родственников.
Объединить рабочие схемы родов в единую родословную.
Указать библиографию, иные источники (по существующим международным правилам).
Задача 2. Ввести сведения в компьютерную базу данных.
Методы решения:
Провести все необходимые уточнения и создать базу данных.
Сделать копии работы на цифровых носителях, обеспечив их безопасность.
4-й этап. Оформление работы.
Задача 1. Творческое оформление работы.
Методы решения:
Издание книги.
Создание фильма.
Самостоятельно «от руки».
Самостоятельно с использованием приёмов декоративно-прикладного творчества.