Сайт Ярославского историко-родословного общества

 

ХIII Тихомировские
краеведческие чтения


<<< Назад
Методика преподавания основ
генеалогии в общеобразовательных учреждениях

21.10.2011,
ПАРШИНА Светлана Анатольевна,
методист отдела краеведения,
Центр детского юношеского
туризма и экскурсий
(г. Ярославль)

Как показывает практика, родословные исследования являются эффективным средством воспитания у подрастающего поколения чувства гордости за свою семью, а значит и за свою историю, за свою страну. Кроме того изучение генеалогии дает возможность и школьникам, и взрослым, прикоснуться к целому комплексу исторических дисциплин, таких как геральдика, хронология, ономастика, нумизматика и т.д.

Я представляю Государственное образовательное учреждение Ярославской области «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий». Являясь образовательным учреждением областного уровня, а с 2010 года – и ресурсным центром по патриотическому воспитанию, Центр туризма предлагает методическую помощь педагогам области в сфере своей деятельности, в том числе и в овладении навыками изучения основ генеалогии. Неоценимую поддержку в этом нам оказывает Ю.И. Аруцев, председатель ярославского историко-родословного общества.

Областной центр детского туризма и экскурсий и Ярославское историко-родословное общество связывает многолетнее сотрудничество. Родословие является одним из направлений Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество». И вот уже много лет в рамках областного конкурса исследовательских краеведческих работ «Отчество» формируется секция «Родословие». Хочется отметить, что это одна из наиболее многочисленных и сильных секций. Об уровне компетентности педагогов, выступающих в качестве научных руководителей исследовательских работ школьников, говорит тот факт, что авторы данных исследований неоднократно становились призерами Всероссийских конкурсов.

Традиционно, в преддверии конкурса «Отечество» для педагогов проводятся обучающие семинары. Здесь рассматриваются самые разные аспекты детских исследований, от типологии исторических источников, до оформления исследовательской работы. Педагоги получают ответ на вопросы: «Как грамотно спланировать исследование? Как работать в архиве? Как правильно оформить сноски и списки литературы?» и многое другое.

По итогам конкурса лучшие детские работы нами публикуются, в том числе и работы секции «Родословие». Сборники работ победителей конкурса для начинающих педагогов являются методическим пособием, для людей, увлеченных краеведением - интереснейшим историческим изданием.

В ходе проведения секции «Родословие» из года в год у педагогов возникает множество вопросов по методике изучения истории семьи, на которые с готовностью отвечает руководитель секции Ю.И. Аруцев. К сожалению, формат проведения конкурса не дает возможности длительного общения. А интерес педагогов и велик. Так возникла идея, а точнее сказать назрела необходимость проведения цикла семинаров «Основы генеалогии» для педагогов Ярославской области. В 2010 – 2011 учебном году эта идея была нами реализована. В рамках семинаров были рассмотрены такие вопросы:

  • Родословие как вспомогательная историческая дисциплина

  • Планирование родословного исследования

  • Юридические аспекты родословных исследований»

  • Семейный архив. Методы и приемы формирования семейного архива

  • Методика описания семейной фотографии, семейной реликвии, отчего дома

  • Оформление исследовательской работы

В проведении семинаров большую помощь нам оказали члены ярославского историко-родословного общества Людмила Петровна Смирнова, Тадиева Ирина Исматилаевна. Интереснейшее сообщение «Открытка как источник изучения родословной».

В процессе работы слушатели семинаров проявили желание заниматься родословными исследованиями со своими воспитанниками и в то же время выразили озабоченность отсутствием такой образовательной программы для школьников. Кроме того, трудно заниматься со школьниками, имея в руках отрывочные рекомендации и отдельные методики.

Действительно, педагогу для работы необходим определенный пакет методических и дидактических материалов. В мае 2011 года такой материал был разработан Ю.И. Аруцевым в методическом соавторстве с областным Центром детского и юношеского туризма и экскурсий. Учебно-методический комплект «Основы генеалогии» ставит своей целью создание условий для формирования у школьников уважительного отношения к историческим событиям и судьбам людей своей Родины через изучение истории своей семьи и включает в себя:

  • программу семинаров для подготовки педагогов, рассчитанную на 2 года обучения;

  • методические рекомендации по различным аспектам родословных исследований;

  • дополнительную образовательную программу;

  • рабочую тетрадь для школьников.

Данный УМК вместил в себя богатейший опыт многолетней работы ярославского историко-родословного общества. Получив методическую огранку, этот опыт стал более доступен как педагогам, так и школьникам, проявляющим интерес к истории своей семьи.

О программе семинаров. В этом учебном году реализуется 2-й год обучения семинаров «Основы генеалогии», которые имеют в большей степени практическую направленность. Три педагога, прошедших на семинарах 1-й год обучения, стали педагогами Центра - руководителями детских объединений по направлению «Родословие».

Методические рекомендации включают в себя этапы родословного исследования, методики по планированию родословных исследований, описанию семейных фотографий, отчего дома, семейных реликвий.

Дополнительная образовательная программа рассчитана на 72 часа обучения. Ее особенность состоит в том, что учащийся получает профессионально подготовленную, простую, лаконичную, доступную для понимания им и его родителями методологию родословного исследования.

Хочется подробнее остановиться на рабочей тетради. Разделы тетради полностью соответствуют разделам дополнительной образовательной программы и содержат подробные инструкции для результативного родословного поиска. Например, школьнику предлагается разобраться и зафиксировать, какие же материалы для дальнейшего описания имеются в семье. Даются рекомендации по составлению персонального шифра, персональной карточки, персональной папки, предлагается провести некоторое статистическое исследование собранных родословных материалов и т.д. Также в помощь школьнику имеется определенный справочный материал, например, русские меры длины и веса, справочник по родственным, свойственным и личным отношениям членов семьи.

Приятно отметить, что в 2011 году Ю.И. Аруцев как автор УМК «Основы генеалогии» стал победителем окружного тура Всероссийского конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая инновационная разработка года».

<<< Назад

 


18 января
2020 года

Заседание Ярославского историко-родословного общества


















Кольцо генеалогических сайтов

Всероссийское Генеалогическое Древо